Ирина Харченко
Проблемы преемственности ДОУ и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь, для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.
Публикация «Проблемы преемственности ДОУ и школы» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Общее понятие о преемственности
1. Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся
2. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется са-моценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе
Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно :
1. выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
2. согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
3. найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке — будущем первокласснике — все заинтересованные участники преемственной цепочки.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
3. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
организационно-методическое обеспечение;
работа с детьми;
работа с родителями.
План работы по реализации преемственности в работе
МДОУ ДС КВ №1 и МОУ СОШ № 8
на 2014-2015 учебный год
№ п/п Мероприятие Категория участников Сроки выполнения Исполнители
1 Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы Завуч школы, старший воспитатель детского сада сентябрь Педагоги детского сада и школы
2 Проведения праздников
Педагоги детского сада В течение года Муз. руководитель, ст. воспитатель,
воспитатели групп
3 Родительские собрания в подготовительных к школе группах «Возрастные особенности детей, подготовка их к школе» Администрация,
Учитель начальной школы
родители воспитанников Сентябрь Детского сада,
Учитель начальной школы
4 Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы
«Подготовка детей к школе» Педагоги, родители воспитанников Октябрь Старший воспитатель
5 Экскурсия детей подготовительных групп
в школу Дети
подготовительных к
школе групп Октябрь учителя школы
Старший воспитатель
6 Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников Родители воспитанников Ноябрь Старший воспитатель
7 Анкетирование родителей детей предшкольного возраста Администрация,
родители Декабрь Старший воспитатель
8
Выпускной бал
Дети, родители, педагоги детского сада
(приглашаются учителя начальной школы) Май Музыкальный руководитель,
Воспитатели
Формы преемственных связей
За год до поступления детей администрация МБОО СОШ № 8 определяет учителя, к которому они придут 1 -го сентября. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками, посещая разные режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, в досуговой деятельности. При этом воспитатели подготовительной группы помогают детям установить контакт с их будущим школьным учителем.
Экскурсии дошкольников в школу оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни.
Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками — выпускниками ЦРР дает возможность детям подготовительной к школе группы посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками. Дети постепенно привыкают удерживать рабочую позу до конца занятия в саду, лучше ориентируются на партнера по совестной деятельности, начинают действовать в темпе обшей работы. При этом происходит плавное становление у дошкольника позиции ученика
Совместное участие первоклассников и детей подготовительной к школе группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах — это хорошее средство профилактики трудностей школьной адаптации. Активное участие в организации принимают специалисты ДОУ музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Нередко партнерами детей в таком общении становятся родители. В подобном игровом общении они получают полезный опыт. Для родителей открывается возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребенком, к которому они, как правило, не обращаются в повседневной жизни.
Результат
Эффективная организационная деятельность всех служб ДОУ и школы по обеспечению качества подготовки детей к школе. Создание условий реализации нового содержания образования в условиях детского сада и школы.
Факторы риска и пути их предупреждения.
Риски:
1. Низкая информированность родителей о целях школьного и дошкольного образования.
2. Нежелание сотрудничать воспитателей ДОУ с учителями начальных классов.
3. Загруженность учебных планов
4. Недостаточный уровень профессионализма педагогов
5. Отсутствие заинтересованности педагогов в результатах своего труда
6. Нехватка финансовых ресурсов
7. Недостаток педагогов-специалистов в штате ДОУ (психологов)
Предупреждения рисков
1. Проведение родительских собраний, круглых столов, дней открытых дверей.
2. Проведение совместных педагогических советов, дебатов, дискуссий, круглых столов.
3. Обучение на курсах повышения квалификации
4. Привлечение внебюджетных средств