Лучший педагог года

Природный мир семинар

Залина Касимова
Природный мир семинар

Семинар

творческой группы

по

«Интерактивному обучению в образовательной области «Познавательное развитие»

раздел «Ознакомление с окружающим миром».

Темы семинара :

• Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование.

• Помощь воспитателя ребёнку в познании окружающего мира «Роль игры в познании окружающего мира»

• Дидактические игры и презентации по ознакомлению детей с окружающим миром.

Роль игры в познании окружающего мира

Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

Публикация «Природный мир семинар» размещена в разделах

жизни, без которой эта пора её была – бы бес-

полезна для человечества. В игре, этой специ-

альной обработке жизненного материала, есть

самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т Шацкий

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости «Я хочу», «Я не буду» и т. п. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. С детьми данного возраста я в этом году и работаю. Этот возраст обычно называют «временем миллиона вопросов». Дети нашего возраста хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звёзды, почему корова мычит, а собака лает. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления детей с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребёнка в познании им окружающего мира.

С нашей помощью дети устанавливают разнообразные связи в окружающем мире: вступают в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делятся своими впечатлениями, принимают участие в разговоре, совершенствуют умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дети нашего возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Но если в этот момент быть рядом, удивляться с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше.

Огромную роль в познании окружающего мира оказывает игра, которая является ведущей деятельностью, как-бы «заказанная» природой, детей нашего возраста. Игра воплощает основные потребности ребёнка, поскольку вырастает из предметно – манипулятивной деятельности– игры с предметами, которой он уже к этому возрасту овладел. Если раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого, то сейчас он начинает осознавать, что действует сам и действует как взрослый. Играя, наши дети имитируют предметную деятельность, они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате: для кого и для чего они изображают натирание морковки, мытьё посуды, нарезание хлеба. В лучшем случае для них важны не столько действия, сколько отношения, стоящие за этими действиями.

Увлекательные дидактические, пальчиковые, сюжетно -ролевые и подвижные игры, наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты помогают нашим детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

Основная задача воспитателя на занятиях по познанию окружающего мира – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, мы развиваем у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Осуществить это можно только при помощи игры. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры дети решают разного рода задачи, формирующие определённые операции. Это интересно детям потому, что они любят играть. И наша роль в этом процессе поддерживать интерес детей.

Обучая наших детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Тема: «Вода»

Начинаем с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол») ; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка») ; что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась») .

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Публикации по теме:

Программа «Окружающий природный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического.

Дидактическая игра «Природный и рукотворный мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Фотоотчет «Природный материал и пластилин» (подготовительная группа)Фотоотчет «Природный материал и пластилин» (подготовительная группа) Вам понадобится: пластилин (можно использовать нескольких цветов, смешав их – как на фото); желуди; каштаны; несколько сосновых иголок.

Кружок «Природный мир вокруг нас» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность программы. Экологическая культура. 2. Новизна программы Она охватывает разные аспекты экологического.

Презентация к занятию «Природный мир» (средняя группа) Презентация к занятию Природный мир средняя группа 4–5 лет подготовила воспитатель: Асташкина З. И Влияние природы на развитие ребенка огромно.

Фотоотчет «Природный мир. Уход за комнатными растениями»Фотоотчет «Природный мир. Уход за комнатными растениями» Занятие. '' Мытье комнатного растения., Цели :Формировать у детей знания о структуре трудового процесса :с помощью моделей учить принимать.

Природный уголок в 1 классе. Поделки из природного материалаПриродный уголок в 1 классе. Поделки из природного материала Данные работы приготовили учащиеся 1 б класса МБОУ "СОШ с. Кривандино". Работа была связана с окружающим миром. Изучали темы "Что такое.

Природный уголок «Времена года-Зима»Природный уголок «Времена года-Зима» Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной.

Ребенок — природный исследователь окружающего мираРебенок — природный исследователь окружающего мира Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование,.

Фотоотчет «Волшебница осень» (природный материал)Фотоотчет «Волшебница осень» (природный материал) Поделка из природного материала " В гостях у Маши и медведя " выполнил Валюкевич Илья 6 лет. На базе нашего детского сада проходил очередной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природный мир семинар
Опубликовано: 15 марта 2019 в 21:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД