Елена Макарова
Принципы коррекционного обучения
▼ Скачать +Заказ
1. Составление таблицы «Принципы коррекционного обучения»
Принцип Содержание принципа
1. Принцип единства и коррекции Данный принцип основан на целостности коррекционного процесса, направленного на оказание психологической помощи ребенку в процессе обучения. В коррекционном обучении данный принцип является основополагающим. Результат всей организованной и реализованной педагогом обучающей работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины проведенной диагностики психических и психофизиологических отклонений у ребенка.
Публикация «Принципы коррекционного обучения» размещена в разделах
2. Принцип коррекции «сверху вниз» Данный принцип был выдвинут Л. С. Выготским, направлен на организацию учебной деятельности, при реализации которой в центре внимания педагога находится завтрашний день развития. Основным содержанием коррекционной работы, осуществляемой педагогом, является создание «зоны ближайшего развития» ребенка. Принцип коррекции «сверху вниз» направлен на опережение и строится как психологическая деятельность, имеющая направление на своевременное формирование психологических новообразований у ребенка.
3. Принцип коррекции «снизу-вверх» Реализация данного принципа предполагает, что в качестве основного содержания организованной коррекционной работы, находятся упражнения и тренировочные задания, направленные на коррекцию и развитие уже имеющихся психологических особенностей ребенка. Принцип коррекции «снизу-вверх» находит поддержку у сторонников поведенческого подхода к развитию ребенка с отклонениями. Это связано с тем, что в их понимании коррекционная обучающая работа должна быть направлена на подкрепление уже имеющихся у ребенка шаблонов поведения, как положительных, так и отрицательных. Цель такой работы заключается в закреплении социально-желательного поведения и торможении социально-нежелательного поведения у ребенка с отклонениями.
Главная цель принципа коррекции «снизу-вверх» - это формирование любыми способами и средствами заданной в социальном обществе модели поведение и ее немедленное закрепление. Основой коррекционной работы выступает исходный уровень психического развития ребенка, а также имеющаяся у него модель поведения.
4. Принцип системности развития психической деятельности. Данный принцип предполагает необходимость учета в осуществляемой коррекционной работе развивающих и профилактических задач. Системность коррекционного обучения – это взаимосвязь различных сторон личности ребенка, особенностей ее развития (то есть учет неравномерности или нарушения развития) и коррекционных задач, которые ставит перед учебным процессом педагог. Таким образом, принцип системности развития в реализуемой педагогом работе, направлена на устранение причин и источников отклонения в психическом и психофизиологическом развитии ребенка. Успешность коррекционной работы, реализуемой педагогом, во много зависит от правильности и комплексности поставленного диагноза, что говорит о взаимозависимости с ведущим принципом коррекционного обучения (принцип единства и коррекции
5. Принцип ранней интервенции Подразумевает медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по возможности - с младенческого возраста
6. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма С целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
7. Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования Эффективность коррекционного обучения во многом зависит от непрерывности осуществляемой работы, которая направлена на коррекцию имеющихся проблем, развитие и закрепление результатов обучения. В случае, если коррекционное обучение прерывается, либо происходит изменение применяемых средств и методов работы, то возможна полная «потеря» полученного результата коррекционного обучения.
Таким образом, коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения с детьми, имеющими отклонения в психическом и психофизическом развитии.