Лучший педагог года

Группа кратковременного пребывания

Елена Копейкина
Группа кратковременного пребывания

Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.

1. Пояснительная записка

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных учреждений и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.

Публикация «Группа кратковременного пребывания» размещена в разделах

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации).

2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках МДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия МДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка. Для успешной адаптации ребёнка к режиму МДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка до его поступления в МДОУ.

Документация, необходимая для открытия

адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»

1. Положение об адаптационной группе кратковременного пребывания «Малышок».

2. Режим работы организации жизнедеятельности группы и учебный план.

3. Список детей и табель посещаемости детей.

4. Заявление родителей (лиц их заменяющих) и договор между МДОУ и родителями ребенка (лицами их заменяющими).

5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

6. Перспективный план образовательной деятельности.

7. Карты по определению адаптированности ребенка к поступлению в МДОУ.

8. Приказ об окрытии ГКП.

4. Организация образовательной деятельности

с детьми адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»

В основе подбора содержания образовательной деятельности легли идеи научно обоснованной программы и методики последовательного воспитания и развития малыша от 1 года до 3 лет «Кроха» ( авторы: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. М. : Просвещение, 2010).

Образовательная деятельность строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к организованной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и видам деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

1. Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития).

2. Гибкий охват детей (индивидуально, парами, подгруппами) формами и содержанием деятельности, соответствующими их возрастным возможностям.

3. Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (7-10 минут).

Цель образовательной программы: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 1 до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи образовательной программы:

1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.

2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.

3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.

4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.

5. Пропагандировать среди семей муниципального образования посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

Программа предусматривает направления: работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми:

1. Знакомство с ребенком на основе документов.

2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

5. Формирование навыков общения.

6. Педагогическая диагностика.

Работа с родителями:

1. Встречи, беседы с родителями.

2. Сбор необходимой документации.

3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.

4. Анкетирование.

5. Встречи и консультации с медсестрой.

6. Создание банка данных на ребенка: его привычки, особенности характера, состояние здоровья.

Результат:

1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.

2. Консультации и рекомендации для родителей.

3. Проведение коррекционной работы.

4. Заключение о периоде адаптации.

5. Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех участников.

5. Планируемые результаты:

Дети:

1. успешная подготовка к поступлению в детский сад (сохранение здоровья малышей, эмоциональное благополучие, общение со сверстниками).

2. оптимальный уровень развития раннего возраста, ранняя социализация личности.

Родители:

1. повышение активности родителей в процессе воспитания и развития детей.

2. повышение педагогической грамотности родителей.

3. гармонизация отношения с ребенком в трудный период адаптации.

4. повышение психолого-педагогической компетентности родителей и уверенности в собственных педагогических возможностях

II. Содержательный раздел

1. Учебный план

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей воспитанников, при этом используются различные пе-дагогические технологии, методы, формы и приемы организации образовательной деятельности с обязательным деятельностным подходом.

Темпы продвижения по образовательной программаме у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.

Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

1. игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

2. продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

3. двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);

4. коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);

5. элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13) :

специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности:

максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет:

- для детей в возрасте от 1 до 3 лет – не более 1.5 часа в неделю

Непосредственно образовательная деятельность проводится в групповом помещении. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МДОУ и заверяется печатью.

Учебный год начинается 1 октября и заканчивается 25 апреля текущего года.

Формы работы:

• фронтальная и индивидуальная НОД;

• индивидуальная работа со специалистами.

Прикреплённые файлы:

gkp-malyshok_7fgot.pptx | 234,65 Кб
 
Публикации по теме:

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» «Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» Заведующий МБДОУ д/с №80 О. П. Цыганова Старший.

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Автор публикации:
Группа кратковременного пребывания
Опубликовано: 15 июля 2014 в 07:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД