Бартенева Елена
Преодоление агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности и формирования самосознания
Преодоление агрессивного поведения дошкольников
через игровую деятельность и формирование самосознания.
Детские капризы – неотделимая часть проявления своего «Я». Дети еще только познают общепринятые нормы, приспосабливаются к ним, и это не обходится без колебаний, столкновений и конфликтов. К сожалению, иногда мы встречаемся с небезобидным и некрасивым проявлением детского «Я» - оно вредит и обижает – определяется, как детская агрессия. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”.
Публикация «Преодоление агрессивного поведения дошкольников посредством игровой деятельности и формирования самосознания» размещена в разделах
Агрессивное поведение дошкольниковявляется основанием для беспокойства окружающих. Необходимость оказания помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления. Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше будет результат – что указывает на актуальность изучения проблемы агрессивного поведения дошкольников.
Признаками агрессивности представляется количество агрессивных взаимодействий с окружающими. Причин тому существует немало. Это может быть: недостаток внимания, неумение проявлять свои чувства, недостаточные знания о себе и окружающих, отсутствие навыков коммуникативного общения.
Агрессивное поведение относится к известным методам разрешения дошкольником трудностей, оно возникает как замена неразвитых по каким-то причинам необходимых навыков: объяснить, попросить, проявить эмоции, доказать свою точку зрения, выразить желание или протест и т. п. Агрессивные воздействия нередко не адекватны сформировавшейся ситуации, но они лишь являются проявлением желания «выжить» в окружающей среде и присущи всем людям. Основная задача научиться контролировать агрессивные проявления и заменять их на более действенные приемы взаимодействия с окружающими. Человек, в отличие от животных, вместе с накоплением жизненного навыка, обучается менять собственные инстинкты в социально-приемлемые типы реагирования, иначе говоря, умногих людей совершается социализация агрессии.
Главными факторами проявлений агрессивного поведения дошкольного возраста являются : желание привлечь к себе интерес, желание приобрести долгожданный результат, желание быть лидером, защита и месть.
Из числа психологических свойств, вызывающих агрессивное поведение детей, как правило, акцентируют низкий уровень формирования интеллектуальных и коммуникативных навыков, пониженную степень саморегуляции, примитивность игровой деятельности, низкий уровень самооценки, проблемы во взаимоотношениях с ровесниками.
С появления на свет, ребенок полностью находится в зависимости от родителей, в особенности от мамы. К тому же его статус никак не изменяется в течение длительного периода. Часто ребёнок увлечённо играет и занят сам собой, родители в это время заняты своими делами, и их ничего не отвлекает. Но вот ребёнку надоела компания игрушек, и он ищет общения, на что получает ответ: «Позже!». Данный ответ ребёнка не устроит, тем более, если он прозвучал не единожды. И тут ребёнок начинает громко кричать, раскидывать или ломать игрушки, а в иных случаях даже щипать или кусать родителей. Возможна ситуация, в которой агрессия у ребёнка проявляется по отношению к сверстникам, в эти моменты, чаще всего, ребенок не привлекает внимание, а защищает свою индивидуальность или «права». Нередко агрессивное поведение переносится на предметы – это может быть неполучившийся рисунок или неоправдавшая надежд игрушка.
В какую сторону не была бы направлена агрессия дошкольника, в любом случае, она будет контролируема лишь после того, как ребенок научится выражать свое «Я»,проявляя свои эмоции иначе. И этому необходимо учить с детства, тем более, если гнев и негодование малыша всегда подавляются, они могут нарастать и выражаться зачастую, только во взрослом возрасте, становясь основанием разных болезней, таких как: ревматический артрит, псориаз, язва желудка.
А ведь таких ситуаций можно избежать, уделяя внимание своему чаду всего каких то 20-30 минут за вечер. И мы уверены, вспышек гнева у ребёнка будет гораздо меньше. А помочь нам в этом помогут совместные с ребёнком дидактические игры, направленные на всестороннее развитие личности малыша. Очень хороши совместные игры, развивающие память, внимание, мышление, речь.
Можно с уверенностью отметить, что запрет и повышение голоса – самые не эффективные способы преодоления детской агрессивности. Нужно дать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась. Но задача педагога формировать умения и навыки дошкольника проявлять свои чувства и эмоции более мирным путем. Тут в помощь взрослым приходит основная деятельность дошкольников – игровая.
Эффективно использование игротерапии. Обязательно необходимо уважать желания, не заставляйте ребенка играть насильно, сделать так, чтобы игра приносила радость. Нужно дозировать эмоциональную нагрузку на ребёнка, смотрите на его самочувствие. Перед тем как заняться игротерапией, важно обратить внимание на семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Правильный подбор игр поможет уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества, развить ловкость, координацию движений. Совместная игровая деятельность обеспечит эмоциональную разрядку – снимет накопившееся нервное напряжение, зарядит детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма. Последовательность игровой деятельности позволит улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения, освоить групповые правила поведения, наладить контакт.
Самыми доступными в применении с дошкольниками играми традиционно являются: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические. При этом многообразие разновидностей дидактических игр помогает не только затронуть эмоциональную сферу, но и формировать знания. Интеллектуальное развитие – важная составляющая понимания ребенком себя и окружающего мира, что позволит адекватно оценивать свои и чужие поступки, а качественная оценка поможет выстраивать взаимоотношения на взаимопонимании - без агрессии и нежелательных поведенческих проявлений.
При этом очень важно показывать ребенку личный пример поведения, не допускать при нем вспышек гнева. И невозможно не отметить необходимость, чтобы ребенок в каждый момент времени чувствовал любовь к себе, имел возможность быть обласканным, понимал, что нужен.