МААМ-картинки

Проект «Секреты бабушкиного сундучка»

Савельева Людмила Сергеевна
Проект «Секреты бабушкиного сундучка»

Актуальность проблемы

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

Вадим Шафнер

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, а так же своему дому, улице, городу.

Публикация «Проект „Секреты бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Среди видового многообразия народной культуры особое место занимает детская игрушка: она вводит ребенка в мир материальной и духовной культуры общества, осуществляя его связь с окружающим миром.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность игрушек, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению игрушек своими руками.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Формы взаимодействия с родителями

Включение родителей в проектную деятельность помогает детям понять, что история их предков неразрывно связана с историей прошлого нашей страны.

Формы взаимодействия с родителями:

- семейные прогулки в музей;

- изучение семейных архивов и подготовка информационной справки по их материалам (краткий рассказ ребенка об объекте и его ценности).

Цель и задачи организации проекта

Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта

Дети Приобщение к истории, культуре и традициям народа в процессе духовно-нравственного воспитания • формировать знания о разнообразии и назначении игрушек;

• обогатить знания дошкольников об истории возникновения игрушек;

• развивать познавательную активность, любознательность, интерес детей к игрушкам наших бабушек и дедушек;

• формировать ценностное отношение к истории и культуре Родины;

• Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой изобразительной, речевой деятельности.

Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) Создание условий для приобщения детей к традициям и обычаям русского народа. • Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации об игрушках отражающие историю, культуру и традиции наших бабушек и дедушек;

• Создать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую вхождению ребенка в жизнь нашихбабушек и дедушек;

• Подобрать ситуации, способствующие повышению интереса детей к прошлому.

Родители Способствовать активному вовлечению родителей в деятельность ДОУ, просвещению родителей в вопросах воспитания у детей любви к истории жизни наших предков.

• Дать методические рекомендации о том, как рассказывать детям об истории жизни наших бабушек и дедушек, как не перегружать ребенка впечатлениями.

Участники проекта : педагоги дошкольного образовательного учреждения: воспитатели средней группы; дети и их родители.

Срок реализации: февраль 2016 год

Основание проекта

Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Образовательная область познавательное развитие:

- рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество);

- чтение познавательных сказок;

- опыты с глиной;

- создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;

- ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;

- беседы о декоративно-прикладных промыслах (гжель, хохлома, Каргополь);

- рассматривание изделий (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);

Образовательная область речевое развитие:

-речевые ситуации «Если бы я был., то.»; «Как поступить, если…» и. т. д;

-драматизация сказок по выбору детей;

-беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;

-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;

-рассматривание картин на тему «Деревня», «Русская изба»;

-пальчиковые игры «Тук-тук, кулачок», «Мал мала меньше» ;

-разучивание потешек, закличек, дразнилок;

Образовательная область художественно-эстетическое развитие:

- игра «Темное - светлое»;

- игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое);

- коллективная работа «Солнце» (нетрадиционное рисование ладошками);

- рассматривание элементов народных росписей;

- лепка «Свистулька»;

Образовательная область социально-коммуникативное развитие: сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".

Образовательная область физическое развитие: подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».

Условия реализации проекта

Внутренняя среда (специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ и в группе) :

Предметно-методическое обеспечение:

Развивающий центр «Познание» : альбом «Игрушки наших бабушек».

Развивающий центр «Искусство» :

• словесное искусство (художественная литература, фольклор);

• изобразительное (тряпичные куклы и их изображение).

Развивающий центр «Игра» :

• сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки»;

• дидактические игры «Назови, что изображено», «Все ли верно? Докажи», «Третий лишний», «Собери картинку»;

• подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».

Внешняя среда (социальные институты, предполагающие участие их работников в образовательной деятельности дошкольников) :

• краеведческий музей (русская изба)

• библиотека (художественная литература, фольклор).

Научно-методическое обеспечение:

• Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. М., ЦГЛ, 2005.

• Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М. : ТЦ Сфера,2003.

• Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артёмова. - М. : Просвещение, 1992.

• Князева О. А. ,. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 1998

Проектная деятельность в детском саду :организация проектирования, конспекты проектов / авт. -сост. Т. В. Гулидова. - Волгоград, 2014

Формы реализации проекта

Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы:

• утренние сборы в группе детского сада, позволяющие организовать введение детей в проблему изучения истории и культуры наших бабушек и дедушек на основе их интересов и потребностей; либо сделать выводы по наблюдениям, фотоматериалам, собранным на протяжении какого-то определенного времени;

• экскурсии реальные – с целью изучения какого-либо объекта; взаимодействие с музейным педагогом на экспозиции краеведческого музея.

Этапы реализации проекта

№ этапа Название блока Сроки

I Подготовительный этап 1 неделя февраля

• Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет-ресурсы;

• подготовка материала для творчества (ткань, нитки, тесьма, ленты).

II Основной этап (реализация проекта) 2-3 неделя февраля

2.1 рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество.);

- чтение познавательных сказок;

- опыты с глиной;

- создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;

- ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;

- беседы о декоративно-прикладных промыслах;

- рассматривание изделий, (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);

-драматизация сказок по выбору детей;

-беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;

-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;

-рассматривание картин на тему «Деревня», «Русская изба»;

-пальчиковые игры «Тук-тук, кулачок», «Мал мала меньше»;

-разучивание потешек, закличек, дразнилок;

- игра «Темное - светлое»;

-игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое);

- коллективная работа «Солнце» (нетрадиционное рисование ладошками);

- рассматривание элементов народных росписей;

- лепка «Свистулька»;

-сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".

-подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».

III Заключительный этап 4 неделя февраля

3.1 Создание мини-музея «Чудо-дерево».

Презентация «Секреты бабушкиного сундучка».

Ожидаемый результат

Дети:

- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии игрушек;

-дети узнают, в какие игрушки играли много лет назад, из чего их делали ;

-дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме;

-овладеют технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашка»;

- осуществляют проектную деятельность вместе с взрослыми коллективно;

- проявляют интерес к истории жизни нашихбабушек и дедушек;

Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки) :

- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с историей их прошлого;

- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, предметы быта для мини-музея ДОУ, наглядно-демонстрационный материал);

- принимают участие в выставках, экскурсиях;

- создают дома условия для духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей.

Педагоги (воспитатель и специалисты) :

-появится тесный контакт с родителями воспитанников;

-повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

-разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Тема: «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Интеграция: Познание, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группеКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группе детского садаТатьяна Коробова.

Мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка»Мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка» Мини-музеи - это неотъемлемая частью развивающей среды. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за.

Открытое занятие в старшей группе «Секреты бабушкиного сундука»Открытое занятие в старшей группе «Секреты бабушкиного сундука» Цель: - воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю. - активизировать познавательный интерес, нравственное.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы — обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Познавательно — творческий проект для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Куклы бабушкиного детства» Познавательно – творческий проект «Куклы бабушкиного детства», 2017г. Составили воспитатели: Ярославцева О. В., Крашенинникова Л. В. Актуальность:.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка» Паспорт проекта «Секреты бабушкиного сундучка» Срок: проект средней продолжительности. Тип проекта: информационно-исследовательский. Объект.

Проект «Секреты воды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Творческий проект «Секреты здоровья» С ранних лет мы слышим «береги здоровье», а что беречь и зачем? По данным опроса учащихся 4 «б» и 4 «в» классов МБОУ СОШ № 4 НГО 100% опрошенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Секреты бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 22:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД