МААМ-картинки

Представление педагогического опыта

Наталья Макушкина
Представление педагогического опыта
▼ Скачать

Представление педагогического опыта

Макушкиной Н. И. ,

воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа Саранск

«Детский сад №1»

При работе с детьми большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Задачи:

-знакомить детей с историей, традициями мордовского народа;

-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

-формировать чувство национального достоинства.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Моя работа по данному направлению строится на основе регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», программы по ознакомлению детей с мордовской культурой «Валдоня», так же использую учебно-методические пособия О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании у детей чувства сопричастности к семейным традициям, через знакомство с историей, культурой и природой Мордовии, достижениями спортсменов республики, подвигами героев-земляков; в воспитании чувства гордости за свою Родину; психолого-педагогическом просвещении родителей; развитии сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышении воспитательного воздействия семьи.

В своей работе по патриотическому воспитанию детей использую разные виды формы и виды деятельности, что позволяет детям обучаться не навязчиво и интересно. Знакомлю детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народов. В своей работе я выделила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Знакомство с достопримечательностями города.

3. Знакомство с русскими и мордовскими народными играми.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.

Для реализации поставленныхцелей использую такие формы работы, как экскурсии, НООД, беседы, игры, развлечения, фольклор.

В нашем детском саду функционирует мини - музей «Мордовская изба». Это комната, где собраны предметы старинного народного быта. Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством мы, естественно, проводим в избе.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой Родины. Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре мы проводим такие праздники и развлечения, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха». Многие праздники проводим совместно с родителями, что способствует сплочению детского и родительского коллектива.

Живой интерес вызвали у детей мордовские сказки и народные игры.

В рамках проблемы по патриотическому воспитанию старших дошкольников мною был разработан и реализован проект «Мой край родной», а так же ведется кружковая работа «Варманя» по ознакомлению с мордовским (мокша) языком.

Анализ результативности.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух, знать историю своей малой родины.

Анализ результатов мониторинга качеств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:

* Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.

* У детей появился интерес к истории, знаниям улиц города.

* Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

* Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Выступление на тему «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае», конспект Нод «Прогулка по городу» опубликовано на международном образовательном портале maam.ru. Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Публикации по теме:

Целостное описание педагогического опыта "Формирование речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сенсомоторного развития" Структура целостного описания опыта работы.

Информационная карта собственного педагогического опыта «Театральная деятельность в детском саду» «Театрализованная деятельность в детском саду» Сущность характеристики опыта. 1. Актуальность и перспективность опыта: Существует проблема,.

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Карточка передового педагогического опыта. Фамилия: Будегечи Имя: Айлана Отчество: Оолакайевна Должность: Воспитатель (0.5) Категория: 2 категория (февраль 2009г) Образование: Высшее.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

Описание педагогического опыта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Математика обладает уникальным развивающим.

Презентация педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2014» Тема: «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе совместной деятельности педагога с детьми при подготовке к школе».

Презентация педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года-2015» Презентация педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2015 г.»Автор: Короткевич Евгения Владимировна. Каргатский р-он, с. Набережное,.

Работа по обобщению педагогического опыта «Игра как средство физического воспитания дошкольников» 1. Аннотация. В вводной части изложено научное обоснование игры, ее значение в физическом и психическом развитии ребенка. Отмечена большая.

Тема по самообразованию. Накопление собственного педагогического опыта Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в большинстве дошкольных организаций является труднореализуемой частью.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта
Опубликовано: 25 октября 2015 в 12:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Макушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки. 

13 ноября. Всемирный день доброты и вежливости

Официальный праздник доброты на нашей планете празднуется 13 ноября,  его отмечают жители всех континентов в 28 странах.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД