Получи документы

Представление педагогического опыта.

Светлана Бельтюкова
Представление педагогического опыта.

Представление педагогического опыта.

Бельтюкова Светлана Анатольевна

воспитатель КГ ОУ РМ «Саранской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

Я, Бельтюкова Светлана Анатольевна, работаю воспитателем в Саранской общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями слуха.

Стаж педагогической работы-23года, из них в данной должности-19лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ.

Публикация «Представление педагогического опыта,» размещена в разделах

Прошла профессиональную переподготовку в АНО ВО «МИСАО» («Московский институт современного академического образования») с 21января по 03 апреля 2016 года по программе дополнительного профессионального образования «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях ФГОС».

(обучение дистанционное)

А также повышение квалификации в ГБ ОУ ДПО (КП) С «МРИО» с 01 по 05декабря., 13 марта 2015 года по дополнительной профессиональной прграмме «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО».

Работаю по проблеме: «Развитие двигательной активности дошкольников с нарушениями слуха».

В работе с детьми дошкольного возраста с недостатками слуха большое внимание уделяю развитию их двигательной активности и двигательной самостоятельности.

Обоснование актуальности и перспективности опыта :

Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что именно в детском возрасте у дошкольников формируется нервная и костно-мышечная системы, развивается дыхательный аппарат, формируются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из важнейших условий этого является формирование двигательной активности и двигательной самостоятельности неслышащих дошкольников, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающим миром, предметами. Манипулируя с предметами, ребенок познает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения. О значении двигательной активности ребенка дошкольника говорится в трудах выдающихся педагогов : Я. А. Каменского, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского, А. С Макаренко.

В последнее время отмечается значительное снижение двигательной активности у дошкольников. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Современные условия жизни не способствуют увеличению двигательной активности. А такие явления как двигательное «голодание» нередко наблюдается в дошкольных учреждениях. Мы на практике наблюдаем снижение интереса к двигательной активности детей, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Выделяя важность, по моему мнению, этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания в группе, я сформулировала следующие цели и задачи:

Целью формирования двигательной активности является рационально организованный двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи:

- повысить интерес детей к разным видам двигательной активности;

-увеличить их двигательную активность;

-поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;

- привлечь родителей к решению данных проблем.

Теоретическая база опыта.

Особую значимость при занятиях физической культурой с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха приобретает развитие координационных способностей. Отмечается недостаточно точная координация и неуверенность движений неслыщащих детей, что проявляется в замедленном овладении двигательными навыками, относительно низком уровне развития пространственной ориентации, а также в замедленном по сравнению со здоровыми детьми темпе выполнения отдельных движений и всей деятельности в целом.

По мнению многих исследователей (А. С. Самыличев, 1985; А. А. Дмитриев, 1991; Е. С. Черник, 1991; И. Н. Ляхова, 1992; В. М. Мозговой, 1993; А. В. Романенко, 1997; Я. В. Крест, 2002, самые выраженные нарушения у неслышащих детей отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др.

Таким образом исследователи отмечали особенности двигательной деятельности неслышащих детей, зависящие от потери слуха, недостаточной речевой деятельности, уменьшения объема информации из-за патологии слухового анализатора, от состояния развития двигательного анализатора, а также от степени функциональной активности вестибулярного анализатора.

Вместе с тем, осуществленный в этом направлении научный поиск позволил специалистам по теории и методике адаптивной физической культуры внести значительный вклад в эту проблему, раскрыть значение двигательной активности и физических упражнений для коррекции двигательной сферы детей, имеющих различную степень нарушения слуха.

Двигательная активность детей неодинакова в различные временные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне- летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом образовательного учреждения. Наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и вечером.

В нашей группе присутствут дети с высокой активностью. Гиперактивные дети всегда заметны. Они часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникнуть в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные. Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако, лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование. Деятельность остается активной, но требует развития осмысленности, осторожности.

Дети со средней активностью. Поведение ребенка спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.

Дети с низкой активностью. Такие ребята пассивные, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр. Хороший способ корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.

Технология опыта : Система педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Учитывая вышесказанное, я постаралась пополнить имеющийся в группе набор игрушек, пособий, оборудования, способствующих развитию двигательной активности ребенка. Разместила все это в непосредственном доступе, чтобы дети могли свободно пользоваться колясками, лошадками, мячами и т. д).

В свободное время дети под руководством педагога занимаются физкультурой: ползают по цветной дорожке, поднимаются на горку из мягкого конструктора, подлезают под дугу, на высоте вытянутой руки стараются достать птичку, колокольчик. Выполняя эти упражнения, ребенок приобретает навыки в основных движениях, а это способствует правильному развитию детского организма и формирует двигательную активность.

Словесное поощрение действий ребенка вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь движение (пройти еще раз по дорожке, перешагнуть через предметы, бросить не только синий мешочек, но и красный, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.

После знакомства детей с разными пособиями, способами выполнения движений с этими пособиями детям предоставляется право самостоятельно выбрать движение: бросайте, что хотите (мешочки, полочки, ползите к неваляшке (на полу разложены дуги, дорожки).

Педагог должен уметь планировать и анализировать двигательный режим в течении определенного времени (день, неделя, использовать различное оборудование и пособия, выяснять причины отказа ребенка от выполнения движений, видеть признаки утомления, индивидуальные различия в двигательной активности активных и пассивных детей.

Очень важно научить детей разнообразным действиям с одной и той же игрушкой. Так ребенок должен понять, что машину можно возить быстро и медленно, нагруженной кубиками и пустой, по длинной или короткой дорожке, ее можно катать рукой или за веревочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д. Такое разнообразное использование игрушки не только обогащает двигательный опыт ребенка, но и позволяет сократить до минимума число игрушек и пособий.

Я использую систему индивидуальных и групповых заданий по развитию движений: обойти кегли, пройти между ними по одному или с мишкой, куклой; отнести, принести, снять, убрать, собрать, поставить игрушку на полочку; покатать куклу в коляске и т. д. В стремлении разнообразить подвижные игры стараюсь использовать их новые варианты, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Вариативность игр обеспечивается сменой атрибутики. Например, сначала дети ползут к кегле по разным дорожкам (из двух шнуров или кеглей, затем подползают к ней под палкой; кеглю можно подвесить на ленте или положить на стул. Потом задание можно усложнить: выбрать кеглю, к которой нужно подползти, и т. д.

В реализации задач по развитию двигательной активности у детей с нарушениями слуха особое значение придаю использованию нестандартного оборудования для физкультуры, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, я постаралась вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. Дав родителям возможность сравнить два физкультурных занятия- с использованием стандартного и нестандартного оборудования, доказательно видно, насколько у детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартных дорожек- брусков, дорожек- лесенок, дорожек-змеек и т. д. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует эмоциональному тонусу во время занятий. Я также использую естественное природное окружение. Во время экскурсий, прогулок, учитывая индивидуальные особенности детей, стараюсь их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения (шишки, палочки).

Анализ результативности.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, активизация самостоятельной двигательной активности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Все дети в группе освоили основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей.

Постоянный педагогический и медицинский контроль, а также медицинская помощь воспитателю в дифференцированном руководстве дали положительные результаты: дети стали более подвижными, ловкими, эмоциональными. Это – результат того, что мы осознали важность удовлетворения потребности детей в движении. Режим дня построен таким образом, чтобы физические упражнения и подвижные игры занимали большую часть дня, были разнообразными, выполнялись как индивидуально, так и совместно с другими детьми.

Таким образом, обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и двигательной самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.

Совершенствование двигательной активности и двигательной самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения – игры в повседневной жизни. Физкультурные досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить об усвоении детьми учебного материала и об умении его использовать.

Адресность опыта.

Представленный опыт ориентирован на педагога дошкольного образования для детей с нарушениями слуха и их родителей; так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.

Публикации по теме:

1. «Развитие двигательной активности дошкольников в условиях школы-интерната 1-2 вида». 51-е Евсевьевские чтения. Серия: «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. Страницы 115-119.

2. «Формирование интереса и двигательной активности на занятиях физкультурой для детей с ОВЗ». Журнал «Педагогический мир»

https://pedmir.ru/93715

3. Конспект спортивного развлечения «Веселые старты». Журнал «Педагогический мир» https://pedmir.ru/79968

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Информационная карта педагогического опыта Информационная карта педагогического опыта I.Общие сведения 1. Ф. И. О. автора: Чихляева Ольга Михайловна 2. Город (район): Балтайский 3.

Представление педагогического опыта по использованию мордовских народных и других видов игр Опыт работы по использованию мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учетом мордовской национальной культуры, как средство.

Представление педагогического опыта Я, Доценко Ирина Олеговна воспитатель МБДОУДСКВ № 24 п. Советский МО Ейский район, хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы! Педагогическое.

Представление педагогического опыта «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук с помощью тестопластики» для «Фестиваля педагогического мастерства 2016» (номинация «Воспитать человека») Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Представление педагогического опыта. Проект «Дошкольник и книга» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Я – педагог – мастер» Исаковой Елены Сергеевны Воспитателя МБДОУ №2 На тему «Дошкольник и книга».

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально — регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.

Представление опыта работы Представление педагогического опыта работы Воспитатель: Кликушина Анна Викторовна Нижняя Тура 2016год Здравствуйте, уважаемые, коллеги.

Представление педагогического опыта работы на аттестацию. Первая категория Объяснительная записка Представления педагогического опыта работы. Слайд 1: Я, Толмачева Маргарита Александровна работаю в МБДОУ «Ермаковский.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта.
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 13:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД