Яна Каткова
Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
"Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Слайд 1,2.
Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите представить вашему вниманию творческую презентацию опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 45» Яны Николаевны Мячевой на тему «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Слайд 3,4
Публикация «Представление опыта работы „Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.
Вопрос развития мелкой моторики довольно актуален.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей речевого развития, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Доказано, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Слайд 5
Исходя из вышесказанного и увидев необходимость в развитии речевой деятельности у детей, я поставила перед собой цель: развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста, с помощью использования пальчиковых игр.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
• Способствовать развитию творческих способностей.
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь, речевое дыхание.
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
• Обогащать словарный запас.
Слайд 6
Изучив литературу по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова " Развитие мелкой моторики", Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика", Е. М. Чернова "Пальчиковые шаги", В. Савченко "Штриховка", А. Н, Малышева "Аппликация в детском саду" и др., пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Поставив перед собой цель и задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на ФГОС ДО, основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад № 45» и комплексно- тематическое планирование к ней (разработанных на основе примерной основной образовательной программы "От рождения до школы", под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева., я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Слайд 7
Для наибольшего удобства виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:
1. Комплекс "Пальчиковые игры"
Пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; фигурки из счетных палочек; физкультминутки; пальчиковые шаги; самомассаж (с использованием дополнительных атрибутов); игры с природным материалом (каштаны, шишки); шнуровка; мозаика; пальчиковый театр.
2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии
мелкой моторики"
Тестопластика (лепка из соленого теста, раскрашивание готовых фигур); конструирование (оригами, различные виды конструктора); аппликация; пластилинография; рисование песком, манкой.
3. Комплекс "Развитие графической моторики"
Штриховки; пропись; трафареты; шаблоны; раскраски.
Слайд 8, 9, 10, 11
Перечисленные комплексы я использую в различных формах организации работы с детьми, это:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Прогулка
5. Самообслуживание
6. Работа с родителями
7. Индивидуальная работа
8. Продуктивная деятельность
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной (ежедневной, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.
Слайд 12
Определив основное направление в работе, сначала я начала искать пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их речевую, познавательную и творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В группе, по возможности, мной были созданы условия по развитию мелкой моторики с учетом интеграции образовательных областей. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности:
• игры-шнуровки,
• мозаика,
• трафареты,
• бумага, карандаши, раскраски,
• штриховки,
• счётные палочки,
• тетради с карандашами,
• пальчиковый театр, театр БИ-БА-БО,
• пособие для дыхательных упражнений,
• зеркала и картинки для артикуляционной гимнастики
Слайд 13
Для определения работы с родителями вначале было проведено анкетирование по данной теме. Анализ анкет показал недостаточный уровень компетентности родителей и низкую заинтересованность по данной проблеме.
Для достижения более качественных результатов в данном направлении был разработан план работы с родителями, в котором использовались разные формы работы :
-беседы, консультации, так же были разработаны памятки о значении развития мелкой моторики в речевой деятельности;
- родительское собрания по теме «Значение пальчиковых игр в речевом развитии ребенка»,
- мастер-класс для родителей «Тестопластика»,
-день открытых дверей (присутствие родителей на ООД по развитию речи с использованием пальчиковых игр).
- привлечение родителей для насыщения развивающей предметно- пространственной среды.
Слайд 14
Положительные эмоции и заинтересованность родителей дети получали при проведении совместных развлечений и праздников с использованием пальчиковых игр. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, что позволяет использовать их в физкультурных досугах т. к пальчиковые игры имеют важный здоровьесберегающий компонент.
Слайд 15
Также мой опыт работы в данном направлении был представлен педагогам МБДОУ «Д/Сад № 45», это:
-мастер-класс «Тестопластика» и «Пальчиковые игры»,
Еще я делилась опыты работы с детьми на международном образовательном портале maam.ru, в виде публикации проекта «Здравствуй Сказка!»
Это позволяет раскрыть важность и значение пальчиковых игр в речевом развитии.
Слайд 16.
Для создания благоприятных условий развития речевой деятельности детей с помощью пальчиковых игр, мною были дополнительно разработаны картотеки :
-пальчиковых игр,
-скороговорок,
-чистоговорок,
- дыхательных упражнений,
-артикуляционных упражнений.
Изготовлены различные игры на дыхательные упражнения: тучка, футбол, чашка, картинки;
Приобретены массажные мячики, коврики, дорожки.
Перспективы работы по данному направлению:
- продолжать работу с детьми подготовительной группы по развитию речевой деятельности, с помощью использования пальчиковых игр;
- продолжать обогащать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в данном направлении;
- продолжать представлять значимый опыт своей работы в педагогических сообществах;
- расширять возможности сотрудничества с родителями, обращать внимание на важность совместного взаимодействия детей и родителей по данной теме.
Значимость выбранной деятельности:
• У детей развиваются тонкие движения пальцев и кистей рук, память, связная речь, речевое дыхание, мыслительная деятельность, зрительное и слуховое восприятие, обогащается словарный запас.
• Педагоги продолжают создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости, для поддержания индивидуальности и стимулирования творческих способностей.
• Родители расширяют возможности сотрудничества с детьми, прислушиваются к их мнению.