Получи документы

Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Марина Викторовна Алимова
Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по 5-ти образовательным областям :

Публикация «Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);

Вариативность среды предполагает :

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает :

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм,

игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Игровую среду следует рассматривать как основную часть пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Профессионально организованная, она позволяет воспитанникам не только реализовывать свои игровые потребности и интересы, но также осваивать доступные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждёт их за порогом детского сада.

Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых секторов, стимулирующих развитие различ-ных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства.

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

1. Сектор театрализованных игр.

2. Сектор сюжетно-ролевых игр (в младшей группе сектор готовых сюжетов).

3. Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».

4. Сектор строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.

5. Сектор дидактических игр.

6. Сектор игр спортивной тематики.

Все компоненты игровой среды взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя целостное игровое пространство.

Таким образом, раскрывая основные подходы к созданию игровой среды развития детей, происходит её интеграция в общую образовательную среду детского сада, обеспечивая последовательную и своевременную трансформацию в связи со спецификой возрастного развития воспитанников.

Старший воспитатель: М. В. Алимова

г. Ейск, 2015 год

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Общее родительское собрание «Развитие ребенка в едином образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС» Здравствуйте, уважаемые родители,представляем тему нашей встречи: «Развитие ребенка в едином образовательном пространстве «СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 18 марта 2015 в 01:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД