Лучший педагог года

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»

Марина Крайчикова
Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»

Профилактика речевых нарушений через игры с песком

Марина Крайчикова

Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам и воспитателям

Публикация «Практикум для воспитателей „Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократное повторение одного и того же материала утомляют как ребенка, так и взрослого. А от повторений никуда не деться – нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-,смехо-, игро-воско-, и др.)Но мне хочется остановиться на том, который на мой взгляд являются наиболее целесообразными и эффективными в автоматизации звукопроизношения: Это песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Хочу поделиться с Вами о методике песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.

С литературой по песочной терапии я знакома с 2013 года. Работая с психологом в одном кабинете, решила попробовать на своей практике ее, что дало невероятно высокие результаты и заинтересованность у детей

На занятиях песочной терапии можно автоматизировать звуки

-Проводим по песку пальцем и проговариваем: р-р-р или любой другой звук. Набрав в руку песок, произносит звук С, насыпая горку.

Находя в песке игрушки от киндер-сюрприза, ребенок называет с какого звука начинаются, четко проговаривая его

«Сильный мотор» - проводя глубокую дорожку по песку указательным пальцем и произнося «р-р-р»

«Слабый мотор» - проводя мизинцем слабую дорожку и произнося «рь-рь»

Дифференцировать звуки

-Проводя пальцем волнообразную линию или выкладывая цветные камушки, произносим ша-жа

Корректировать нарушения слоговой структуры

-Ребенок вертикальными полосками на песке делит заданное слово на слоги

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Отрабатывать чистоговорки

-Выкладывая камушки в ряд, в определенной цветовой гамме, определяющей звук, проговаривать - са-са-са, у Сони красивая коса

Отрабатывать артикуляционную гимнастику

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ладонью хлопаем по песку, губами шлепаем одновременно по высунутому языку и произносим п-п-п- или пя-пя-пя

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Развивать фонематический слух

-Ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке или выложить из камушек или ракушек

-Ребенок в песке находит буквы и складывает из них слово

Совершенствовать пространственную ориентировку

-Ребенку предлагается найти в правом верхнем углу игрушку, правильно назвать ее, проговаривая звук и назвать местоположение звука.

Связной речи

-Находя в песке игрушки, ребенок должен с ними составить небольшой рассказ

Цветовую гамму (используя цветной песок)

-Красным песком в левом нижнем углу нужно написать букву «А»

Развивать лексико-грамматический строй речи

- «ЧЕГО НЕ СТАЛО» -

Для закрепления существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

-«Скажи какой?»

Ребенок находит в песке игрушки и описывает их прилагательными.

(лимон - желтый, кислый; тарелка - круглая, пластмассовая)

Отрабатывать видовую классификацию предметов

- Нужно найти в песке игрушки и сказать, как их можно назвать одним словом.

Песочная терапия развивает тактильную чувствительность, как основу «ручного интеллекта», совершенствует внимание, память, диафрагмальное дыхание, мышление, моторику и речь, что для нас является очень важным в работе.

Заключение

Опыт моей работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

2. Ребенок чувствует себя более успешным.

3. На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочная терапия дает положительное эмоциональное состояние детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.

Прикреплённые файлы:

prez-obobsch_eg6fp.pptx | 10819,12 Кб
 
Публикации по теме:

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников " Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников" Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного.

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

«Новогодний праздник». План-конспект НОД «Дидактическая игра — средство коррекции речевых нарушений» Выполнила Черняева И. В., учитель – логопед высшей квалификационной категории 1. Орг. момент Игры с шариком «Су –Джок» («Зимние забавы», «Снежок»,.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 16:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД