Гульгина Ильшатовна
Практические советы начинающему воспитателю при адаптации детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Практические советы начинающему воспитателю при адаптации детей в детском саду. В данной статье я хочу рассказать в чем заключается адаптация ребенка к детскому саду. Исходя из своего опыта с детьми 2-3 лет и наблюдений, постараюсь дать советы, которые могут быть полезными для начинающих воспитателей. Как говорил А. С. Макаренко: «Как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.» И главное нужно помнить, что дети – превосходные психологи, которые не терпят фальши, поэтому педагог должен быть всегда искренен с ними. [1]
Публикация «Практические советы начинающему воспитателю при адаптации детей в детском саду» размещена в разделах
Вернемся к нашей теме адаптации. Представьте себе жизнь маленького ребенка: мама, папа, любимые игрушки, привычная обстановка и режим дня…И вдруг в один день все меняется – незнакомая обстановка, чужая тетя, незнакомые дети, которые часто плачут, а некоторые могут и обидеть. Это для ребенка сильнейший стресс. И это даже для взрослого человека смена обстановки, незнакомые люди - некое испытание. А теперь представим, что чувствует наш маленький человек, как ему тревожно и страшно. И воспитатель в этом случае играет ключевую роль в период адаптации ребенка. Термин адаптация означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них. [4] Я хочу поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации. Этими советами нужно поделиться с родителями ребенка, ведь и им нужна поддержка и помощь.
-Родителю нужно соблюдать самое важное правило: спокойная мама – спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, нужно сохранять спокойствие, потому что дети хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Переодеть ребенка, поцеловать, пообещать, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько уйти – вот правильный алгоритм действий в первые дни.
- Нужно регулярно посещать детский сад.
- Можно дать ребенку «оберег» - вещь, которая будет напоминать ему о доме – игрушку, мамин шарф и т. п.
- Если расставание с мамой происходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку, чтоб они отводили малыша в детский сад.
И конечно же советы для самого воспитателя. Набирая новую группу, каждый педагог знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми нужно наладить контакт, выстроить взаимоотношение на основе понимания, уважения и сотрудничества. [4] Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация. Помните, чтобы успокоить ребенка отвлеките его каким -то занятием.
Психика ребенка устроена так, что он не может одновременно плакать и играть, увлекшись игрой, малыш перестает плакать. Вам нужно узнать о привычках малыша, в какие игры он любит играть. В моей практике был мальчик Паша, который переставал плакать после разлуки с мамой при виде игрушечных инструментов. При беседе с мамой выяснилось, что он очень любит строить и чинить. И при очередной разлуке с мамой я старалась увлечь Пашу игрой в починку машины, стульчика. И в дальнейшем он уже заходил в группу без слез.
Важно узнать, как называют ребенка дома в семье, употребляйте их в общении с ребенком. Я в своей практике использовала жесты руками, которые успокаивали мальчика Костю. Я заметила что, Костя при прощании с мамой использовал некий жест руками. И когда я тоже так делала, Костя успокаивался и шел играть с другими детьми.
Придерживайтесь графика адаптации, то есть режима кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с двух часов. Это позволит ребенку постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям.
И главное читайте детям книги и рекомендуйте родителям полезную литературу, сделаю обзор некоторых их них.
В книге Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» есть такие строки «Тяжелую адаптацию проживает не только малыш и его родители, нелегко всем участникам процесса: и воспитателю, и другим детям группы, которые оказываются в атмосфере нескончаемого плача новенького.»[2] Поэтому помощь и поддержка нужна всем участникам адаптации. Одри Пенн «Поцелуй в ладошке». Чтобы помочь сыну, мама дарит ему поцелуй в ладошке, который дарит ему тепло и нежность. Фелисити Брукс «Маша и Миша идут в детский сад.» Книга поможет сформировать положительный образ детского сада и пережить тяжелые эмоции, с которыми дети могут столкнуться в период адаптации. Анастасия Ласточкина, Светлана Петрова «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад.» Книга поможет объяснить ребенку важность правил группового общения.
Часто в период адаптации детям младшего возраста требуется тактильный контакт. Позвольте ему взять вас за руку, «потрогать» вас. Это успокоит ребенка, он поймет, что в детском саду его любят. [3]
И помните, идеального общего рецепта удачной адаптации нет. Каждый ребенок индивидуален, а, значит, подход к каждому должен быть разный, что подходит одному, не подходит к другому. Удачи вам в ваших начинаниях!
Библиографический список
1. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду : дошкольная педагогика/ Е. Е. Алексеева// Дошкольная пеадгогика. -2007.- №2-С. 58-60
2. Быкова А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад/ А. Быкова// Издательство АСТ. 2016.-С. 120-121
3. Васильева Н. К вопросу социально-психологической адаптации/ Н. Васильева// Дошкольное воспитание. 2010.-№8.-С. 16-18.
4. Кириллова Т. Одиннадцать советов для родителей, чьи дети посещают детский сад/ Т. Кирилова// Детский сад от А до Я. - 2011. - №4.- С. 104-106