Получи документы

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»

Наталья Галанцева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»

Создать условия для:

- взаимодействия со сверстниками в подгруппах;

- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;

- выражения детьми своих чувств и мыслей.

Задачи:

- рассматривать предметы домашнего обихода, определять их пользу и красоту;

- познакомить с русской избой, с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, одежда);

- с русскими народными играми, пословицами, поговорками;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Русский быт, Русская изба“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Звучит музыка «А в доме горит огонек». Воспитатель входит в группу в народном костюме. Дети встречают воспитателя.

- Я пришла к вам в гости, дорогие,

Ах, все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

- Как вы думаете это пожелание доброе или злое?

- Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.

- Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

II. Основная часть

Презентация «Русская изба»

1. - Я приглашаю вас к себе в гости. (Дети садятся на лавку сбоку воспитателя).

- Живу я в старинной избе. А вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят! (Это дом, построенный из дерева.)

- В избе есть горница. Так раньше называли комнату.

- Проходите ко мне в горницу. Что вы видите? (Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.)

- Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда.

- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки, т. к. стульев еще не было.

- Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сидения за столом. Долгими зимними вечерами люди собирались в большой избе, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, девицы вышивали, шили одежду, плели лапти и корзины, резали миски, ложки из дерева. Такие вечера назывались посиделками. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

2. Хороводная игра

- Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

3. Беседа о печи

- Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.

- Даже загадка есть: «Чего из избы не вытащишь?». (Печь).

- Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

- Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (Готовят на печи. Тепло дает).

- Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

- Почему печь занимала так много места?

- А для чего она нужна?

- Каким цветом была печь?

- О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?

4. Пословицы и поговорки

- Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:

• «Без печи хата – не хата».

• «Когда в печи жарко – тогда и варко».

• «Что есть в печи – все на стол мечи».

• «Не красна изба углами, а красна пирогами»

- Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

5. Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари

Загадка:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок:

Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь.

- Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

- Дети, посмотрите, что стоит на столе?

- Это посуда, которой пользовались люди в старину. Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева, из глины)

- Посуда сделана из дерева, из глины. Это Туесок - это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (из Березы. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.)

- В них хранили продукты. Бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки, как вы думаете из какого материала? (из дерева).

- Как их назвать? (деревянные)

- Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. Дети, как можно назвать эту посуду? (дети смотрят, берут в руки посуду, обследуют)

6. - Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

- А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

- Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь. (Веретено).

7. Особенности одежды

- Посмотрите, какая красивая одежда на мне. Скажите, как она называется? (рубаха, сарафан, кокошник). (рассматриваем одежду)

- Где хозяйки хранили одежду? (В сундуке). (Рассматривают сундук).

- А хотите узнать, что в сундуке лежит?

Воспитатель достает шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено, сарафаны и рубахи.

- Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

- Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Дети рассматривают, обсуждают и примеряют одежду.

8. Половики

Дети, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок)

9. Красный угол

- В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

- Отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)

Говорили так:

Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

10. Игра «Гори, гори ясно»

- Ребята, хотите поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки вниз)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

III. Заключительная часть

- Понравилось вам у меня в гостях?

- Как называется дом, в котором я живу? (изба)

- Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

- Что было самым главным в избе? (печь)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница»Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница» Цель: формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Что мы знаем о воздухе?"(старший дошкольный возраст) Цель: создать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»
Опубликовано: 14 января 2024 в 15:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД