Лучший педагог года

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии

Татьяна Ибрагимова
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии» размещена в разделах

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками, читать художественную литературу. Сегодня они менее отзывчивы к чувствам других, так как к сожалению наши дети растут и развиваются в таком обществе, где не является приоритетом помочь кому-то. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.

Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

На наш взгляд одной из наиболее трудных и сложных задач, является научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Работая с детьми дошкольного возраста, мы отметили, что дети с каждым годом становятся более эгоистичными, не желают идти на уступки и не умеют договариваться. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что имеющихся знаний для решения этой проблемы у нас недостаточно. Возникшее противоречие подтолкнуло нас на создание и реализацию педагогического проекта : «Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии у детей дошкольного возраста». Целью которого стало, создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития по вопросам развития чувства эмпатии у детей дошкольного возраста. Считаем, что для достижение данной цели, целесообразно решение следующих задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Разработать систему мониторинга для выявления эмпатических реакций и поведения у детей.

3. Создать методический комплекс для работы по формированию эмпатии у дошкольников.

4. Разработать план взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Данный проект – долгосрочный и рассчитан на реализацию в течение 4-х лет.

Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, дети, родители.

Необходимый материал: психолого-педагогическая литература, диагностический инструментарий, детская художественная литература, костюмы и декорации для театрализованной деятельности, мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы, наборы для детского творчества.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создана картотека психолого-педагогической литературы по теме «Формирование чувства эмпатии у дошкольников».

2. Разработана система мониторинга для выявления эмпатических реакций и поведения у детей.

3. Создан методический комплекс, направленный на использование художественной литературы, как средства развития эмпатии и снятия агрессивной обстановки в группе.

4. Разработана система взаимодействия с родителями по данной проблеме.

5. Получен готовый продукт для реализации другими педагогическими коллективами.

Основные этапы реализации проекта:

1-ый этап: «Ознакомление с психолого-педагогической литературой по теме «Формирование чувства эмпатии у дошкольников».

Цель: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать чувство эмпатии у детей дошкольного возраста.

2-й этап: «Диагностический».

Цель: подбор диагностического материала для создания системы мониторинга по определению развития эмпатических реакций и поведения у детей.

На этом этапе происходит ознакомление с существующими диагностиками и совместно с психологом подбирается ряд уже апробированных диагностических материалов.

3 этап: «Создание методического комплекса».

Цель: Создание методического комплекса, направленного на использование художественной литературы, как средства развития эмпатии и снятия агрессивной обстановки в группе, его апробация.

Для создания данного комплекса были использованы методические материалы Л. П. Стрелковой, в которых подробно описаны методы и приёмы работы с художественным произведением; программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободняк; пособие для практических работников детских садов «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет» И. А. Пазухиной,Т. П. Фесюкова "Воспитание сказкой".

Главная цель методической разработки состоит в создании условий, поля активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком при чтении художественной литературы, проявились в окружающей действительности. Ребёнок должен не только научиться понимать героев художественного произведения, но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребёнку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с «идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства, переосмыслить своё отношение к различным сторонам действительности. В основе содержания методической разработки — вечные вопросы, волнующие человека и человечество: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу; как стать терпимым и бескорыстным. В структуру методического комплекса входит как диагностический материал, так и перспективное планирование. Перспективное планирование содержит мероприятия на каждый месяц учебного года. Педагогическая целесообразность данной работы обусловлена тем, что к основным видам эмоций (радость, печаль, грусть, злость) подобраны художественные произведения, фотографии, пиктограммы, аудио- и видеодиски с записью мелодий, звуков природы, выражением эмоций. Подбор идё т исходя из следующих критериев: эмоциональная насыщенность произведения, социально-нравственный смысл произведения, соответствие содержания возрасту детей.

Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать пошаговый

алгоритм работы над художественным произведением :

1. Чтение произведения.

2. Беседа о прочитанном.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игры-беседы детей с персонажами.

5. Этюды на выражение эмоций у детей.

6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

7. Установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей.

Главным условием воздействия художественного произведения на ребёнка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей прочувствовать глубину содержания художественного произведения.. Чтобы помочь ребёнку глубже почувствовать события и поступки персонажей, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуют усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе. Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребёнку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей.

При работе над произведением очень эффективен приём игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приёма — оценить, насколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Для более глубокого понимания детьми эмоционального состояния персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводится работа над этюдами, предложенными в книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

4-ый этап «Работа с родителями».

Цель: создание системы взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Формирование эмпатийных взаимоотношений в семье включает два основных направления работы:

Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей.

Второе направление предполагает практическую работу с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений эмпатического взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя..

Диагностика компетентности педагога дошкольного образования в вопросах проектирования ВМ – внутренние мотивы (личностная потребность в наиболее полной реализации своих потребностей. ВПМ – внешние положительные мотивы (различные.

Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ Аннотация В статье автор рассматривает направления и формы работы по повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога при взаимодействии с ребенком» Цель: освоение способов наилучшего взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1) Осознание педагогами собственных достижений.

Семинар «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС» Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов Цель:.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 177 Промышленного района г. Самары Доклад на тему:.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика,.

Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста» В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. Сегодня.

Методическая модель как основа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ 2 слайд Представляю вашему вниманию методическую разработку раздела программы на тему «Методическая модель как основа повышения профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии
Опубликовано: 8 октября 2015 в 19:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД