Елена Дунилина
Повышение квалификации (СДО «Педкампус»)
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение квалификации (СДО )
"Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" (Итоговая работа)
1. Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в дошкольном образовании.
Новые условия требуют новых контекстов деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека. Меняется сама модель обучения. Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы:
Публикация «Повышение квалификации (СДО „Педкампус“)» размещена в разделах
1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного
предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной
новации).
2. Проектирование (эскизное, затем детальное).
3. Конструирование, уточнение учебно-экономических параметров,
перспектив рынка.
4. Создание и апробация опытной модели новшества.
5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).
6. Этап экспериментальной проверки.
7. Этап первого серийного использования образовательной новации
Педагогическая технология – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Примеры использования педагогических технологий в детском саду:
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии, технология Н. Ф. Базарного. Технология обучения ЗОЖ: Утренняя гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки.
Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия.
Технология исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов.
Информационно-коммуникационные технологии - образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Технология портфолио дошкольника-Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности,
его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Игровая технология - составление игровых технологий из отдельных игр и элементов.
Технология «ТРИЗ» - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
2. В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется в практике дошкольного образования?
Специфика педагогического нововведения определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической или социальной системой.
Социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. В результате участия людей доминирующие связи в
таких системах принадлежат не природе, а культуре, и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта. В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются с течением времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них. Специфика педагогического нововведения порождается также отсутствием определенных оценочных критериев эффективности процессов обучения и воспитания, в частности, обоснованных конкретных рекомендаций. В этой связи Н. В. Кухарев, отмечая актуальность постановки данного вопроса, указывал и на его сложность, необходимость переосмысления ставшего постулатом метода оценки, когда работу учителя квалифицируют по «эффективно» проведенному уроку. Это касается в первую очередь критериев оценки знаний учащихся. Учителя неизбежно по-разному понимают и выполняют инструкции. Оценки все равно получаются относительными. Оценка знаний в порядковой шкале, непосредственные сравнения обладателей знаний весьма зависят от субъективных свойств учителя. Общеизвестным фактом, свидетельствующим об этом, является то, что уровень знаний медалистов разных школ заметно отличается. Несмотря на введение тестов, с помощью которых повышается уровень объективности, создать общедоступные стандарты, наподобие эталонов твердости или длины световой волны, применительно к человеку пока не представляется возможным.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В своей работе я эффективно использую нетрадиционные виды занятий:
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-путешествия.
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия - интервью
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).
Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. А также провожу интегрированные занятия с дошкольниками, соединяя знания из разных образовательных областей на равноправной основе, используя задания типа: «докажи», «объясни», «как ты узнал?», проблемные вопросы.
Применение нетрадиционных видов занятий не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются лишь методы и приемы.
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод моделирования и конструирования.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
• Игры-драматизации.
• Сюрпризные моменты.
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.
Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей) с музыкальным сопровождением (использую методику Железновой, разные виды гимнастик.
Игровые технологии при проведении занятий: Игры по методике М. Монтессори, Палочки Кюизенера, с помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях, дидактические игры по методике Сегена.
Технология проектной деятельности:
На разных возрастных группах и по разным тематикам мы с детьми, родителями реализовали проекты: "народная культура и традиции", "Тоцкое - село мое родное", "Зайкин огород", " В мире животных" и др.
Для разнообразия и мотивации детей использую в работе развивающие игры, сделанные своими руками это: Лэпбук, бизибук.
Для своей работы формирую медиаресурсы: презентации, видеоролики.
3. Какие факторы (силы) способствуют нововведениям в образовании, а какие препятствуют их развитию? Приведите практические примеры действия таких факторов. Какие выделяют типы новаторов?
Проблема, связанная с выделением факторов, препятствующих и
способствующих реальному нововведению, может быть рассмотрена на
различных уровнях: социальном, региональном, межорганизационном,
индивидуальном (личностном). Инновационность, восприимчивость к
нововведениям на каждом из уровней больше коррелирует с передовой,
чем традиционной ориентацией организации или субъекта нововведения. На внутриорганизационном уровне выделяют следующие факторы,
препятствующие и способствующие нововведениям: структура
организации; система статусов и социальных престижей; система
интересов, стимулов и мотивов труда; стиль и методы управления,
социально-психологический климат в коллективе. На уровне индивида
(личности) значимыми являются ценности; установки; мотивы; роли
участников нововведения; возможности, которые открывает это участие для
их социального продвижения и творческого развития личности в целом.
Препятствия на пути нововведения могут быть обусловлены
следующими факторами: характером предлагаемого нововведения
(относительной выгодностью, совместимостью, сложностью, этапностью,
коммуникабельностью); подходом к возникновению и реализации
нововведения (если реципиентам неизвестны способы создания,
разработки и реализации нововведения, то это может детерминировать
препятствия на его пути; поэтому они должны активно участвовать на всех
этапах нововведения); взаимоотношениями инноваторов и руководителей
между собой и другими участниками нововведения.
Силы, способствующие нововведениям: увеличение заработной платы; расширение прав; улучшение возможностей для самоутверждения и увеличение шансов на будущее; повышение престижа и полное использование знаний и способностей; улучшение отношений с руководством и коллегами; нововведение соответствует коллективным ценностям, целям и нормам; интересная, менее утомительная и более важная работа в лучших условиях с возможностью повышения квалификации; субъект объекта нововведения имел возможность включиться в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения; хорошие отношения между инноватором, коллегами и руководством; высокий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.
Силы, удерживающие нынешнее состояние: уменьшение заработной платы; сокращение прав; ухудшение возможностей для самоутверждения и уменьшение шансов на будущее; снижение престижа и неполное использование знаний и способностей; улучшение отношений с руководством и коллегами; нововведение противоречит коллективным ценностям, целям и нормам; менее интересная, утомительная и менее важная работа в худших условиях с меньшими возможностями для повышения квалификации; субъект объекта нововведения не имел возможности участвовать в этих процессах; плохие отношения между инноватором, коллегами и руководством; низкий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.
Пример: зарплата воспитателя остается на прежнем уровне, не смотря на то, что воспитатель проходит курсы по инноватике или применяет инновационные методы при обучении детей, из-за этого воспитателю проще получать те же самые "доходы", но при этом не тратить личное время и средства для своего самообразования и подготовке к занятиям по новой методике, а проводить занятия "по-старому".
В Финляндии уже несколько лет практикуют альтернативную систему школьного образования. Учителя на основе образовательной программы сами могут выбирать стиль работы с учащимися, который они считают наиболее подходящим. Отсутствует система оценок. Конечно же, такая система предполагает высокую квалификацию самих преподавателей.
Типы новаторов:
Антрепренер-руководитель, поддерживающий и продвигающий идею (возможно собственную).
Генератор идей-выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы.
Привратник-улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт.
Модератор идей-критик новой научной информации.
Аниматор идей-подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей.
4. В чем состоит сущность технологического подхода в обучении? Охарактеризуйте технологии развивающего обучения. Какие технологии развивающего обучения могут быть использованы в практике дошкольного образования?
Суть технологического подхода (по определению) состоит в том, чтобы четко ставить конкретизированные цели и последовательно соотносить их с
соответствующими учебными заданиями, выполнение которых служит реализации поставленных целей. Конструирующая деятельность - этот вид деятельности педагога сыграл неоценимую роль в рождении технологического подхода к организации учебно-воспитательных мероприятий. Конструирование представляет собой совокупность и последовательность процедур, в результате осуществления которых производится разработка педагогом дидактической модели сценария предстоящего учебно-воспитательного мероприятия. Под «конструированием» в дидактическом смысле этого слова будем понимать процесс разработки педагогом дидактической модели сценария предстоящего учебно-воспитательного мероприятия. На основании сказанного можно утверждать, что технологический подход к воспитанию и обучению тесно связан с разработкой процедур конструирования сценария учебно-воспитательного мероприятия,
которые по своему существу имеют творческий характер.
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Технология Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья. Л. В. Занков утверждал, что если «общее развитие требует широкого охвата действительности в многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий», то и развивающее обучение в начальной школе должно строиться не на основе познания отдельных предметов, а как
целостная дидактическая система, охватывающая все начальное обучение.
В 60–70 гг. XX в. была разработана новая целостная дидактическая система обучения. Процесс познания строился так, что более быстрое продвижение вперед шло одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивалось с повторением ранее изученного, ранее изученное выступало в иных связях с прохождением нового и сопровождалось открытием в нем неизученных сторон и новых граней.
Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий.
Суть ее в том, чтобы в процессе обучения ставилась задача не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волклв, Г. С. Альтшуллер) опираются на творческие потребности и отдают приоритет развитию сферы эстетических и нравственных качеств личности.
Личностно-ориентираванное развивающее обучение И. С Якиманской опирается на индивидуальный опыт и развивает действенно-практическую сферу личности.
Технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко берёт в основу потребности самосовершенствования и ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности.
В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
Технологии развивающего обучения которые могут быть использованы в практике дошкольного образования:
Технология проблемного обучения.
Ситуации затруднения помогают пробудить интерес у дошкольников, готовность самостоятельно искать правильные решения.
Технология интегративного обучения.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности способствует формированию целостной научной картины мира дошкольника, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, способствует повышению мотивации детей и формирует познавательный интерес.
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование электронных образовательных ресурсов открывает возможность передачи информации для всех субъектов образовательных отношений в новой, интересной форме.
Мультимедиа несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения и становится универсальным языком, помогающим развивать познавательную активность детей.
Проектная деятельность.
Проект – это способ взаимодействия с окружающей средой, позволяющий экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
Технология ТРИЗ.
Теория решения изобретательских задач
Система Монтессори, Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».
5. Представьте (охарактеризуйте) современные подходы к организации педагогического процесса. Какие из них Вы считаете наиболее и наименее эффективными в практике дошкольного образования и почему?
Образованность учащихся является одним из показателей качества
образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация
образовательной организации, работая над повышением образованности
учащихся, работает над повышением качества образования через
внедрение активных форм обучения и воспитания.
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок –
деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий
(интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;
комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные
ситуации и др.);
- Использование различных форм работы (групповые, бригадные,
парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-
поисковый, творческий и др.);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические
кроссворды и др.);
- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов
типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал
так…” и т. д. ; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и
др.);
- Использование всех методов мотивации (эмоциональных,
познавательных, социальных и др.);
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
дифференцированные, для соседа и др.);
- Деятельностный подход в обучении.
Активные методы обучения:
• развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
• учат учащихся самостоятельно добывать знания,
• развивают интерес к предмету,
• позволяют активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Наиболее эффективные:
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий
(интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;
комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные
ситуации и др.);
- Использование различных форм работы (групповые, бригадные,
парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-
поисковый, творческий и др.);
- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов
типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал
так…” и т. д. ; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и
др.);
- Использование всех методов мотивации (эмоциональных,
познавательных, социальных и др.);
- Деятельностный подход в обучении.
Активные методы обучения
Наименее эффективные:
-Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
дифференцированные, для соседа и др.);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
-Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок –деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
Считаю менее эффективными, так как они в большей степени применимы для учащихся школы: в детском саду домашнее задание не задают, детей не тестируют, форма проведения организованной образовательной деятельности - занятие.