Лучший педагог года

Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее

Александр Оленников
Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее

Методическая разработка

«Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе»

Выполнил: Учитель физической культуры

Лицей №36 ОАО «РЖД»

Оленников А. Ю.

Оптимальная интенсификация

Интенсификация является главной тенденцией в современном спорте. В баскетболе она проявляется в увеличении плотности игровых действий в соревнованиях, то есть в увеличении их количества в единицу времени; в уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз (например, «скорострельности» броска) в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, сокращении количества игровых ходов.

Публикация «Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее» размещена в разделах

В спортивных школах высокоинтенсивным тренировочным режимам отводится недостаточно времени, особенно при совершенствовании скоростной техники и тактических взаимодействий. В процессе реализации технико-тактических навыков в условиях игры возникают проблемы, обусловленные разницей между условиями их совершенствования в тренировочном процессе и реальным воплощением в игровой обстановке. Также очень часто, даже у лучших учащихся спортивных школ, проявляется неспособность к эффективной деятельности при коротких игровых режимах. Причина этого в отсутствии психологической и особенно физиологической готовности.

В тренерской среде в настоящее время часто ставится вопрос о том, можно ли интенсифицировать процесс подготовки в детско-юношеском баскетболе? Мы считаем, что это сделать необходимо. Ведь, во-первых, речь идет о разумном последовательном увеличении интенсивности тренировочных занятий в связи с возрастным и спортивным онтогенезом. Во-вторых, если этого не делать, то по функциональной подготовке и состоянию сердечно-сосудистой системы юные спортсмены будут явно не готовы воспринимать современные режимы игры.

Интенсификация подготовки юных баскетболистов должна основываться на применении передовых методов, главным из которых является интервальный. Так-же следует активно применять круговой, сопряженный и комплексный методы. В последнее время в одном тренировочном занятии часто применяют сочетание кругового и сопряженного методов. В таком случае на основе организации по круговому методу развиваются или совершенствуются одновременно несколько сторон подготовленности (например, физическая и техническая; физическая и тактическая). В процессе тренировок с использованием комплексного метода идет поочередная работа над атлетической подготовленностью и технико-тактическими навыками, работа и отдых строго дозируются.

В технической подготовке внимание должно быть обращено на сокращение времени выполнения технических приемов. В качестве примера можно еще раз сказать о «скорострельности» броска, то есть уменьшении времени его выполнения.

Тренировочное воздействие на повышение скорости выполнения броска бывает двух типов: аналитическое - воздействие на отдельные фазы; интегральное - воздействие на бросок в целом. В тактической подготовке интенсификация осуществляется за счет ограничения временных и пространственных характеристик при выполнении тех или иных тактических схем; качественного изменения состава сопротивления (увеличение веса отягощений при сопряженной подготовке, активизация сопротивления партнеров или увеличение их числа).

Процесс интенсификации подразумевает применение ударных воздействий: ударные нагрузки в течение отдельного занятия; ударные тренировочные дни; ударные микроциклы.

В организации тренировочного процесса интенсификация проявляется в частичном переходе на трех- и даже четырехразовые тренировки в день с определенным уменьшением объема каждой из них (в данном случае речь идет в основном о периоде летней подготовки в спортивном лагере).

Стратегия интенсификации определяется возрастом спортсменов. В младшем возрасте она осуществляется за счет выполнения отдельных упражнений с применением соревновательно-игрового метода. В среднем возрасте интенсификация тренировочной деятельности происходит с акцентом на раздел «скоростная техника» с одновременным уменьшением рабочих объемов. Для старшего возраста используется дискретная (на отдельных этапах микроциклов) интенсификация тренировочного процесса с применением средств специальной подготовки.

Многолетняя атлетическая подготовка

Употребление термина «атлетическая», а не физическая подготовка, на наш взгляд, является абсолютно оправданным. Ведь физическая подготовка подразумевает дифференцирование на традиционные ОФП и СФП, что сегодня представляется весьма спорным как с точки зрения теоретических разработок, так и точки зрения практического опыта. Бесспорно, современный баскетболист - это в полном смысле настоящий атлет. Роль атлетизма в баскетболе в последнее время значительно возросла и зачастую является решающим фактором дальнейшего прогресса при переходе спортсмена или спортсменки во взрослый баскетбол. Подчеркиваем, толь-ко многолетняя и постоянная работа над атлетизмом приносит результат.

В младшем возрасте атлетическая подготовка носит комплексный характер с интегральным воздействием на все физические качества. При этом используются подвижные игры, эстафеты, гимнастика, акробатика, различные полосы препятствия.

В среднем возрасте атлетическая подготовка носит дифференцированный характер, то есть воздействие идет на отдельные физические качества с акцентом на отстающие двигательные качества и на наиболее слабые группы мышц. Параллель-но прививаются навыки техники специальных силовых упражнений (жим лежа, приседания, но используются при этом облегченные гири, гантели и гриф от штанги. В старшем возрасте атлетическая подготовка носит преимущественно специальный характер, воспитывается так называемый игровой атлетизм. Силовые качества совершенствуются и развиваются в том направлении, которое характерно для их применения в баскетболе : например, совершенствуется не просто сила, а «быстрая» сила, не просто прыгучесть, а прыжки с укороченным временем отталкивания и при активном воздействии соперника.

Главный акцент в такой подготовке делается на совершенствование основных элементов подготовленности конкретного спортсмена. Занятия по атлетизму в старшем возрасте включают собственно силовую подготовку (в том числе упражнения на тренажерах); кроссовую подготовку; скоростно-силовую подготовку на основе легкой атлетики; сопряженную подготовку и комплексные тренировки с активным использованием отягощений.

Вариативная тактическая подготовка

В основе повышения уровня тактической подготовленности лежит совершенствование комбинационной командной игры и развитие индивидуальных специальных способностей спортсменов. Общее время конкретного тактического хода баскетболиста включает : время восприятия игровой ситуации; время выбора адекватного решения; время двигательного ответа. Выбор адекватного решения базируется на так называемом оперативном мышлении.

Предлагаем следующие схемы нестандартной тактической подготовки.

Младший возраст:

• совершенствование моторных компонентов двигательной реакции

и сокращение времени восприятия на основе различных подвижных игр;

• изучение индивидуальной тактики и простейших групповых взаимодействий.

Средний возраст:

• развитие оперативного мышления с помощью специальных творческих игр и алгоритмических задач;

• дальнейшее изучение и совершенствование групповых взаимодействий;

• изучение основ командной тактики.

Старший возраст:

• совершенствование тактического мышления с помощью моделирования специфических ситуаций на тренажере и в практических тренировках;

• углубленное совершенствование командной тактики с акцентом на специфику индивидуальных тактических действий, позволяющих эффективно использовать сильнейшие стороны подготовленности конкретного спортсмена.

Непрерывная игровая подготовка

Один из важнейших постулатов психофизиологии - «игра - это врожденная потребность детского организма». Однако, несмотря на это, учебно-тренировочная работа в детских спортивных школах строится излишне «запрограммированно». Это приводит к недостаточному творчеству детей вовремя игровой деятельности, нехватке самобытности и неумению реализовывать свой технико-тактический потенциал в условиях соревнований. Осуществление непрерывной игровой подготовки должно идти на основе применения соревновательно-игрового метода, изменения обстановки и условий выполнения технико-тактических упражнений. При этом необходимо использовать интегрированные упражнения и сопряженную подготовку.

Рассмотрим особенности непрерывной игровой подготовки с учетом возраста. В младшем возрасте акцент делается на обучение посредством игры. В тренировочный процесс постоянно включаются подвижные игры и эстафеты. В среднем возрасте регулярно применяются упражнения игрового характера. Варьируется обстановка и условия выполнения тренировочных упражнений. Для ребят старшего возраста целесообразно систематически проводить мини-турниры типа «1x1», «2x2», «3x3» на всех циклах и этапах годовой подготовки. Для этого возраста так-же должен быть предусмотрен достаточный объем собственно соревновательной подготовки.

Поэтапная индивидуализация

«Индивидуализация» - это целенаправленная реализация способностей и возможностей на основе учета индивидуальных особенностей личности. Целесообразно выделить 3 ступени поэтапной индивидуализации.

1 ступень - младший возраст - индивидуализация процесса обучения в ходе овладения общими технико-тактическими основами игры, чаще называемыми «Школа баскетбола».

2 ступень - средний возраст - индивидуализация на групповом уровне (специализация по игровым амплуа) и индивидуализированное воздействие на подтягивание «слабых» сторон во всех разделах спортивной подготовки.

3 ступень - старший возраст - углубленная индивидуализация на основе акцентированного совершенствования сильнейших параметров спортивной деятельности и компенсаторного воздействия на отстающие звенья подготовки.

В практической учебно-тренировочной работе поэтапная индивидуализация осуществляется путем разработки специальных, сугубо индивидуальных упражнений для обучения и совершенствования; индивидуальных критериев (контрольных нормативов) комплексного, а в нашем случае в основном педагогического контроля. Наибольшие трудности возникают на третьем этапе работы. Это связано с тем, что спортсмен тренируется уже в дублях команды мастеров, где подготовка, как правило, носит командную форму, да и тренер не всегда достаточно четко представляет сильные и слабые стороны своего нового подопечного. В такой ситуации целесообразно использовать две формы работы: индивидуальную работу типа «тренер - игрок» и так называемую индивидуализированную форму подготовки перспективных баскетболистов.

Суть последней заключается в том, что в детской спортивной школе формируется объединенная группа перспективных детей смежных возрастов, функционирующая 1-2 раза в неделю. Тренировки в ней по очереди ведут личные тренеры данных спортсменов. В процессе занятий пять-шесть общих упражнений чередуются с индивидуальной работой по типу «тренер - игрок».

Планирование

Объединяющей частью методологии подготовки в детско-юношеском баскетболе является планирование. Сейчас очень часто игнорируется ведущее положение теории физического воспитания о том, что состояние спортивной формы изменяется волнообразно. Учебная нагрузка, согласно программе, дается на протяжении года весьма монотонно, слегка варьируется лишь процентное соотношение видов. В основу годового планирования работы детских спортивных школ, на наш взгляд, должно быть положено четкое распределение средств и методов подготовки в связи с временным акцентом работы (см. таблицу).

Процент тренировочных воздействий на отдельные стороны 1 спортивной подготовки в процессе возрастного и спортивного онтогенеза.

Виды подготовки

Возраст Атлетическая

(воздействие) Техническая Тактическая

Младший Комплексное Элементарные двигательные акты

«Школа баскетбола» Индивидуальная тактика.

Простейшие групповые взаимодействия

Средний Дифференцированное, с учетом сензитивных периодов

развития двигательных качеств. Сложно-координационные движения, специализация с учетом игрового амплуа. Групповые взаимодействия. Основы командной так-тики.

Старший Специализированное, преимущественно на сильные стороны. «Коронные приемы».

Повышение эффективности в условиях активного противостояния. Командная тактика в связи со спецификой конкретного соперника.

Высокую эффективность показало планирование учебного материала в виде определенных блоков-программ (например, «обучение и совершенствование индивидуальных защитных действий»; «совершенствование группового отбора на основе личного прессинга» и т. д.). Такие тематические блоки-программы в течение года применяются циклически, повторяясь с возрастанием степени усложнения.

Публикации по теме:

Сценарий общешкольного праздника «День здоровья в лицее» День здоровья в Лицее Цель: воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни, посредством вовлечения детей в такие формы организации.

Детско-родительская встреча «Семейная гостиная»Детско-родительская встреча «Семейная гостиная» Детско – родительская встреча «Семейная гостиная» Задачи: 1Обогащение детско-родительских отношений. 2. Вовлечение их в воспитательно-образовательный.

Детско-родительский проект «Очумелые ручки» ДЕТСКО -_РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛА МАСТЕРОВ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» Актуальность проблемы: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Детско-родительский проект «Сказки о главном»Детско-родительский проект «Сказки о главном» Педагогическое обоснование проектаСказка – один из самых популярных видов устного народного творчества. На протяжении многих веков она жила.

Детско-родительский лэпбук «Берегите природу»Детско-родительский лэпбук «Берегите природу» Цель: Развивать у детей познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность. Задачи: Приучать детей проявлять инициативу с целью.

Фотоотчет об экскурсии старшей группы в спортивно-юношескую школу олимпийского резерваФотоотчет об экскурсии старшей группы в спортивно-юношескую школу олимпийского резерва Цель: Наглядно показать детям и родителям, где и какими видами спорта можно заниматься в свободное время, как можно укреплять свое здоровье.

Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне»Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне» Уважаемые коллеги! Хочу вам, предложить детско-родительский проект моей воспитанницы Быстровой Марины и мамы Надежды Ивановны. Сколько.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 10 лет на темы «Подготовка к 23 февраля. Подготовка к 8 марта» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Приближаются одни из самых отмечаемых у нас в стране праздников, а именно:.

Выставка детско-родительского творчестваВыставка детско-родительского творчества Здравствуйте, уважаемые посетители моей странички! Поздравляю Вас с Днем Победы! В нашей группе дошкольного образования стало уже традицией.

Автор публикации:
Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее
Опубликовано: 5 августа 2023 в 10:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД