Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы детей 4–5 лет в самостоятельной изобразительной деятельности

Светлана Нехаева
Поддержка детской инициативы детей 4–5 лет в самостоятельной изобразительной деятельности

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предполагает: формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и др.); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и др.); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.). (Извлечение из ФОП ДО, 2.2.2.4. Художественно – эстетическое развитие).

Публикация «Поддержка детской инициативы детей 4–5 лет в самостоятельной изобразительной деятельности» размещена в разделах

К пяти годам ребенок уже владеет знаниями и разными способами деятельности для решения поставленных взрослым задач, умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, проявляет самостоятельность, стремится достигать запланированного результата; развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.).

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

- всестороннее развитие каждого ребенка, стремящегося к самостоятельности и творчеству;

- развитие творчества детей 4 – 5 лет в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества.

На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Детский сад должен обеспечить содержательное развитие ребенка – получение первоначального уровня по определенным областям знаний, (базовые навыки, знания окружающего мира и т. д.). Личностное развитие ребенка – развитие качеств, значимых для социализации (самостоятельность, интерес к познанию, инициативность и т. д.).

Если взрослый находится рядом с ребенком на партнерских позициях, то ребенок раскрывается совсем по - другому, ведь развитие подразумевает появление новых желаний, побуждений к деятельности. Это всегда выражается в детской инициативности и самостоятельности.

Наиболее эффективное средство формирования творческой личности – изобразительная деятельность ребенка. Рисуя, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется, если получился образ, который он задумал; огорчается, если не получилось так, как он хотел. Приобретая знания, овладевает изобразительными навыками и умениями, тем самым, разносторонне развиваясь. Создавая образы, близкие детям по ощущениям, их видению окружающего мира, у них улучшается положительное эмоциональное состояние. Ребенок может наиболее полно проявить себя. Рисуя, ребенок создает что – то новое, прежде всего для себя, приобретает опыт настоящего творчества.

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры и т. д. Ребенок создает изображения в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями.

Я считаю, что очень важно организовывать разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества. Взрослые должны предоставлять детям свободу выбора и создавать условия для развития самостоятельности.

Лучше всего их проводить утром и во второй половине дня. Здесь преобладает атмосфера свободы выбора, творческого самовыражения и обмена идеями, сотрудничества взрослого и детей.

Лучше всего детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности, во время которой дети могут фантазировать, развивать интересный замысел, придуманный одним ребенком или подгруппой детей, рисовать и прочее в соответствии с собственными интересами. Приведу один из примеров. Карина пригласила Давида на день рождение, и ребенок поделился со мной: «Мы с мамой купили для Карины подарок, а я хотел бы для нее что – то сделать сам, удивить ее». «А помнишь, мы рисовали цветочки», - решила я подкинуть идею. Давид посмотрел на меня, и пошел со своими друзьями играть машинками. На улице была плохая погода, весь день шел дождь, и мы не пошли гулять. Мы играли, читали, собирали пазлы (кстати, большинство моих детей свободно собирают пазл из 60 деталей). «Я это сделал сам!», - с гордостью сказал Давид, показывая мне продукт своего творчества (он не нарисовал цветочек для Карины, а сделал наподобие маленькой открыточки, используя технику пластилинографии: это занятие я проводила ранее, и, по – видимому, Давиду оно больше запомнилось). Действуя по собственной инициативе, что является первым признаком самостоятельности, ребенок поставил перед собой цель, и выполнил необходимые для достижения цели действия без помощи взрослого, выбрав для этого необходимый материал и инструментарий в Центре изобразительного творчества. Как писал И. Я. Лернер, произошел «самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию». Все это является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

1. Развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений.

Так, 8 декабря в нашей группе «Почемучки» прошел тематический день «Международный день художника». Дети посетили картинную галерею детского сада. На занятии узнали, кто такой художник? Что художники – это удивительные люди, которые хотят, чтобы все видели окружающую нас красоту, и отображают ее в своих картинах. А еще художники, как волшебники, подбирают краски, смешивая их. Проведя игру – экспериментирование «Какой цвет получится», дети закрепили знания о смешивании красок для получения новых цветов. Узнали, что если смешать красный и желтый, получится оранжевый, красный и белый, получится розовый. А смешав желтый с синим – зеленый. А еще дети познакомились с портретом как жанром живописи, и сами, превратившись в художников, используя предложенные им заготовки, нарисовали портрет друга. Вот так насыщенно и интересно прошел наш тематический день в детском саду.

Необходимо постоянно расширять область задач, постепенно выдвигая перед детьми более сложные, требующие творчества, поиска новых подходов, тем самым развивать детскую инициативу и самостоятельность. Конечно, некоторых детей сдерживает новизна обстановки, если им предлагают решить новую задачу, научиться создавать что – то, что прежде ребенок не делал. Так происходит с «осторожными» детьми, которые боятся сделать что – то не так, допустить ошибку. В группе у меня есть такой мальчик. Марк всегда внимательно слушает, когда я объясняю и показываю способы рисования предмета или объекта. Но при этом всегда говорит: «У меня не получается. Я не могу». Вот тут я прибегаю к «дозированной» помощи ребенку. Я присаживаюсь рядом с Марком, беру чистый лист бумаги, и уже конкретно одному Марку начинаю показывать способы изображения данного предмета. При этом повторяя: «Видишь, как все легко. Ты тоже так сможешь. Я верю в тебя. У тебя все получится». Ребенок, чувствуя поддержку взрослого, преодолевает трудности, и доводит начатое дело до конца. Так тренируется воля ребенка, и его уверенность в собственные силы и возможности. Так происходит проживание, преобразование познавательного опыта в изобразительной деятельности.

2. Предоставить детям выбор материалов и инструментария, как традиционных (гуашь, акварельные краски, карандаши, фломастеры, пастель, альбомы, трафареты и пр., так и не традиционных (штампы, зубные щетки, ватные палочки, расчески, блестки, бумага разной фактуры и другие средства для самостоятельной изобразительной деятельности).

Например: Арише очень нравится все, что связано с ее любимыми персонажами – Единорожками. Как говорит мама Ариши, дома этот любимый персонаж везде. Не задолго до Нового года, когда цикл занятий в нашей группе был расписан под эту тематику: мы рисовали, лепили, создавали аппликативным способом елочки, зверушек под елочкой, снеговиков, Снегурочку и т. д., у детей накопился определенный опыт по созданию данных образов. Во второй половине дня Ариша в Центре творчества выбрала себе втулку от туалетной бумаги, коричневую бумагу, зеленый картон, фломастеры с блестками, и начала творить. Ребенок создал прекрасную елочку для своей любимой Единорожки, украшенную новогодними игрушками. Ариша применила знания и умения, приобретенные на занятиях, и сотворила яркую работу, которую можно использовать в интерьере детского сада или квартиры, в которой проживает ребенок. Все это развивает самостоятельность, побуждает к проявлению инициативы, тем самым придает ребенку уверенность в собственных силах. Нетрадиционные методики привлекают детей, открывают больше возможностей для полета фантазий и создания разнообразных интересных образов и самовыражению в целом.

3. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

Получая знания о предметах и объектах окружающего мира, дети узнали, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Овладев способом изображения предмета, например, круглой формы, ребенок переносит усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы. Приведу пример: на прогулке ко мне подбежал Миша с горящими то счастья глазами: «Пойдем скорее, я тебя нарисовал!». Я увидела нарисованное палочкой на земле лицо: круг с большими круглыми глазами, и круглыми ушами. Миша очень любит, когда его внимательно слушают, при этом смотрят ему в глаза. Ребенок передал свое видение меня (воспитателя, как он меня воспринимает и чувствует. Для него очень важно, чтобы его выслушали, ему важно мое мнение. Очень важно не нарушать гармонию, которая «созревает» в детской душе. Ребенок передал мой образ, как он видит и чувствует. На данный момент для него это намного важнее внешнего сходства. Для детей 4 – 5 лет такое решение является своего рода открытием. Ребенок получает свободу творческого применения полученных ранее знаний и умений. Здесь я вспомнила один из принципов М. Монтессори: «свобода выбора, вера в естественные силы развития, заложенные в ребенке».

Развитию детского изобразительного творчества также способствуют выставки работ, созданных детьми. Ребенок видит свою работу на фоне работ других детей. Может сравнить степень своего мастерства по отношению с другими работами. Такие выставки очень помогают и в работе с родителями, которые видят каждодневную, постоянную работу, проводимую с детьми. На примере работ, созданных их ребенком, родители отмечают, чему научился ребенок, и что нужно еще закрепить, подтянуть, чтобы результат был лучше. Такая работа сближает родителей и воспитателей. Как писал В. А. Сухомлинский: «Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, и старается приложить для этого максимум усилий. Родители постоянно интересуются, что нужно сделать для этого, какую работу можно проводить дома. Тут на помощь приходят анкетирование, консультации, беседы, родительское собрание на тему: «Как часто вы рисуете дома с ребенком», «Как поддержать детскую самостоятельность и инициативу», «Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста», «Развитие изобразительной деятельности в семье» и т. д. Очень помогают в развитии интереса детей к изобразительной деятельности совместные выставки работ родителей и детей. Дети очень гордятся результатом совместного творчества с родителями, чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в совместном сотворчестве. Главное, раскрыть перед родителями возможности их ребенка, объяснить необходимость бережно относиться к оценке продуктов его творчества, хвалить ребенка за старание. Как писала Б. М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Так происходит развитие у ребенка внутреннего потенциала, он приобретает ценнейший опыт и желание творить, самостоятельно создавать новые образы. Интерес и уважение взрослых к детскому творчеству способствуют его развитию.

Я стараюсь постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы. Например, игра «Что это такое?» или «На что это похоже?». Я рисую на доске круг, и предлагаю детям определить, что это такое, а затем нарисовать названный предмет, дорисовывая характерные признаки и детали. Такие игры и игровые упражнения очень хорошо развивают воображение детей. Это максимально способствует формированию у ребенка мотивации обучения. Непередаваемые чувства, испытываемые ребенком во время творческой деятельности, чрезвычайно значимы для него. Получив новые знания и навыки, ребенок создает образ, вкладывая в него свои эмоции и представления. Мои ребята, создавая свои рисунки, делятся друг с другом своими мыслями, идеями, как улучшить образ. Я не требую полной тишины во время занятия, дети должны общаться во время работы. Я полностью согласна с мнением Е. И. Игнатьева «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения». Я уверена, что просто необходимо поддерживать живое общение детей!

Конечно же останавливаться на достигнутом в своей работе я не буду. У меня еще много интересных задумок и идей, которые предстоит мне решить вместе с моими замечательными «почемучками» и их родителями в решении вопроса поддержки детской инициативы в самостоятельной изобразительной деятельности.

И хочется закончить свою статью словами Асмолова А. Г. «Детство обеспечивается – и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».

Литература:

1. Министерство Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) Приказ № 1028 от 25 ноября 2022г. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. : Мозаика – Синтез, 2005.

3. Леонова Н. Н. «Художественно – эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2014.

4. Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В., Вербенец А. М., Деркунская В. А. «Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Санкт – Петербург, издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.

5. Дядюнова И. А., Индык М. Ю. Мир ребенка в палитре дошкольного детства : интерактивное пособие. – Москва, ВОО «Воспитатели России». – 2023.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы детей 4–5 лет в самостоятельной изобразительной деятельности
Опубликовано: 4 марта 2024 в 17:22
+204Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД