Ольга Сергеевна Куликова
Подборка дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Чудесный мешочек Незнайки
Цель игры: закрепление количественного счета (в прямой и обратной последовательности числового ряда).
Материал игры: мешочек со счетным материалом (шишки, пуговицы, грибы, матрешки, шарики).
Ребенок пользуется только мускульными ощущениями пальцев рук.
Ход игры:
- Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка со своим чудесным мешочком, и он хочет с вами поиграть. Сейчас Незнайка расскажет правила игры.
Публикация «Подборка дидактических игр» размещена в разделах
Незнайка: - У меня в мешочке лежат разные предметы. Шишки, пуговицы, грибы, матрешки и еще много чего. Я буду подзывать вас к себе, по одному, и говорить, «Достань из моего мешочка 4 шишки», например Миша, опустит руку в мешочек, и не подглядывая достанет 4 шишки, а мы проверим правильно ли он выполнил задание, пересчитаем шишки. Вы готовы?
В ходе игры, дети получили огромную радость что к ним пришел Незнайка. Пересчитывали предметы как в прямой так и в обратной последовательности. Активное участие принимали все дети.
Ручки считают, а глазки проверяют
Цель игры: та же.
Материал игры: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда, платок.
Ход игры:
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду подзывать к себе одного ребенка, закрою ему глаза платком, и дам картонку на которой нашиты пуговицы. Он на ощупь должен будет пересчитать пуговицы и сказать, сколько у него получилось. Когда мы откроем глаза, например Саше, то все вместе в слух посчитаем пуговицы и проверим, правильно ли их посчитал Саша.
В ходе игры ребята использовали прямой и обратный счет. Эта игра проводилась как на занятии, так и в индивидуальной работе.
Игра с кубиком.
Цель игры: та же.
Материал игры: у воспитателя кубик, на гранях которого написаны цифры; у детей счетный материал.
Правила игры: Выигрывает тот ребенок, который в ходе игры не разу не ошибся.
Содержание игры: Воспитатель, а потом кто – ни будь из детей, подбрасывает кубик и называет число, которое написано на верхней грани куба. Дети отсчитывают на счетном материале соответствующее число.
Игра проходила с группой детей, в момент игры их было 7 человек. Дети очень охотно шли на контакт. Вначале возникли затруднения, среди самых слабых детей. Но они старались выполнить задание. На мой взгляд игра несколько сложна для экспериментальной группы.
«Кто знает - пусть дальше считает» (проводилась и на 3 этапе)
Цель игры: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете, развитие внимания, памяти.
Материалы игры: мяч.
Содержание игры: Дети могут расположиться полукругом или образовать круг. В середине круга находится ведущий. Перед началом игры воспитатель договаривается с детьми, в каком порядке (прямом или обратном) будут они считать. Ведущий бросает кому-то из детей мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, должен считать дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Задания, предлагаемые детям, определяются их знаниями и умениями в момент проведения игры: считать до 10 в прямом или обратном порядке. Каждый ребенок получает индивидуальное задание.
Играя в эту игру, у детей возникал большой интерес, быть ведущими и поэтому они старались отвечать правильно.
«Не ошибись»
Цель игры: закрепление у детей представлений о количественных отноше-ниях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счете с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой.
Материал игры: звучащие предметы, счетный материал, цифры, числовые карточки.
Правила игры: в игре можно использовать различные варианты игры.
Содержание игры:
- Ребята: «Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее. Например: «Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара».
Варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, по-казывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.
Сколько?
Цель игры: упражнять детей в счете. Закрепить знание цифр от 1 до 10.
Правила игры: отвечает на поставленный вопрос тот, кто быстрее отгадает загадку. Описание предметов может быть не только в форме загадки. Ведущим может быть тот, кто правильно все сделает.
Материал игры: 6 – 8 карточек с различным количеством предметов, фланелеграф, карточки с цифрами.
Ход игры: на фланелеграфе закрепляются карточки.
Воспитатель: - Ребята сейчас я вам загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». (ответ детей). Правильно это морковка, сколько ее покажи на карточки. Кто быстрее поднял цифру тот становится ведущим.
Следующие описания предметам давали дети. Например, «они растут на дереве, оно очень большое. Когда они спеют, то падают на землю. Их любят поросята которые живут в лесу». Один из мальчиков сказал что эти поросята называются кабаны. А описывали желуди.
Дети очень охотно описывали предметы, активно считали, старались быть первыми.
Будь внимателен. Цель игры: закрепление соотношения количества и числа.
Материал игры: предметы для счета или их изображения, таблички с цифрами.
Содержание игры:
Вариант 1. Воспитатель молча показывает разное количество предметов или их изображений, а дети – соответствующие таблички с цифрами.
Вариант 2. Воспитатель показывает цифру, а дети – предметы или их изображения, соответствующие цифре.
Были небольшие затруднения в счете предметов (вариант 1) и дети ошибались в показе цифр. Эта игра также была использована и в индивидуальной работе с экспериментальной группой. Результат был лучше.
Стук – стук.
Цель игры: та же
Материал игры: цифровая касса у каждого ребенка.
Правила игры: не считать в слух.
Содержание игры: воспитатель стучит, а дети показывают цифру, соответствующую числу ударов.
Посмотри и принеси. Игра собственной разработки.
Цель игры: закреплять знание цифр. Упражнять в счете.
Материал игры: мел, природный материал.
Правила игры: собирать только тот природный материал, который лежит на земле. Получает приз та команда которая все правильно сделает.
Ход игры: Разделить детей на две команды (в нашем случае контрольная группа и экспериментальная).На асфальте мелом пишется любая цифра которая пройдена на занятии (от 1 до 10, (от1 до 5) и т. д. Как только цифра будет написана дети идут искать соответствующие количество предметов. Задание для каждого ребенка. Как все команды соберутся, начинается проверка. Баллы ставятся по количеству детей в группе. Если кто-то сделал не правильно, балл снимается.
Дети очень заинтересованы ходом игры. Старались сделать все быстро, помогали своим участникам, проверяли, все ли они правильно сделали.
Числа на асфальте. Игра собственной разработки.
Начертить на асфальте прямоугольник. Разделить его на 10 частей. Написать в них цифры по порядку. Дети бегают под удар бубна. Как только бубен замолчит, они, со скамейки берут перевернутые карточки с цифрами, находят свое место в числовом ряду.
Усложнение. Вместо цифр нарисовать определенное количество маленьких кружков на земле.