Получи документы

Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»

Рыжкова Ольга
Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»

Актуальность: Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.

Публикация «Планирование по самообразованию на тему „Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений“» размещена в разделах

Цель: Создать условия по формированию духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на основе литературных произведений.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей навыки культуры общения, доброжелательного отношения друг к другу, умение жить в коллективе. Формировать у детей представления о дружбе и согласии, трудолюбии и лени, простоте и хитрости, хвастовстве и скромности, трусости и смелости, мужественности, смелости и бескорыстии.

Развивающие: развивать у дошкольников умение анализировать поступки героев литературных произведений, давать им оценку. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Развивать навыки связной речи, выразительной речи, обогащать словарь детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.

Воспитательные : воспитывать у детей уважение к близким и родным, к взрослым и сверстникам, желание заботиться и помогать, поддерживать. Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы. Способствовать воспитанию у детей потребности совершать добрые поступки.

Планирование на 2023-2024 г.

Октябрь.

Тема: Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени.

1 неделя.

- Чтение «Кем быть» В. Маяковского.

Программное содержание:

Познакомить детей с творчеством В. В. Маяковского, с его стихотворением «Кем быть?», расширять представления детей о мире профессий. Воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.

-Д/и «Кому что нужно для работы».

Ц. : Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть предметы и их назначение.

2 неделя.

-Чтение украинской народной сказки «Колосок» (обр. С. Могилевской).

Программное содержание:

Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок», учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом событий, характеризовать поступки героев, формировать своё отношение к персонажам. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев сказки.

-Обсуждение смысла пословицы «Что потопаешь, то и полопаешь».

3 неделя.

- Чтение английской сказки «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова).

Программное содержание:

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка», помочь понять её смысл, запомнить последовательность событий, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать трудолюбие, желание делать всё основательно, на совесть. Воспитывать умение сопереживать, не сдаваться в сложных ситуациях, помогать друг другу. Подвести к пониманию того, что старательный труд и усердие всегда выигрывают.

-П/и «Волк и поросята».

Цель: Развивать быстроту, ловкость, учить двигаться по всей площадке, действовать по сигналу. Воспитывать смелость, выносливость.

4 неделя

- Чтение «Федорино горе» К. Чуковский.

Программное содержание:

Познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе». Формировать культурно-гигиенические навыки и полезные привычки – не лениться, содержать дом в чистоте. Закрепить знания детей о предметах посуды, их назначении. Воспитывать трудолюбие.

- Трудовая деятельность – мытьё кукольной посудки.

Цель: Приучать детей поддерживать порядок и чистоту. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем, аккуратно раскладывать их на полки. Формировать у детей положительное отношение к труду, его результатам.

Ноябрь.

Тема:

Простота – хитрость, доверчивость – обман. Порядочность.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь понять её содержание, оценить поступки героев. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность по отношению к другим.

-П/и «Хитрая лисичка».

Цель: Учить соотносить слова с движениями, развивать быстроту, ловкось, умение действовать по сигналу.

2 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козёл. Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, учить не быть чрезмерно доверчивыми. Развивать эмоциональное отношение к героям произведений, чувство сопереживания к персонажам сказки, формировать основы безопасного поведения с незнакомцами.

-Обсуждение смысла пословицы:

Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.

3 неделя:

-Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (пер. с франц. Т. Габбе).

Программное содержание:

Познакомить детей с французской сказкой Ш. Перро «Красная шапочка». Учить внимательно слушать, следить за ходом событий, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать основы безопасного поведения с незнакомцами. Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, не быть чрезмерно доверчивыми. Воспитывать уважительное отношение к старшим.

-Физминутка под «Песенку Красной шапочки».

Цель: Развивать двигательную активность, умение двигаться в такт музыке.

4 неделя:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой (обраб. В. Даля)» (или «Лиса – лапотница).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке – персонаж отрицательный. Формировать знания о том, что нельзя верить первому встречному, нельзя пускать в дом незнакомцев. Учить быть честными, никого не обманывать, не жадничать. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

-Д/и «Расскажи сказку по картинкам» (с использованием мнемотаблицы).

Цель: формировать умение рассказать или пересказать сказку последовательно. Развить память, мышление, внимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Привить любовь к сказкам.

Декабрь.

Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, забота.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Формировать у детей представления о таких гуманных чувствах и отношениях, как отзывчивость, доброжелательность, уважение к другим детям и старшим, послушание, сочувствие, сопереживание. Учить детей рассуждать о поступках героев, их качествах. Формировать у детей чувство ответственности, послушания, уважения и любви к близким людям, умение приходить на помощь, когда это необходимо, отзывчивость к чужим переживаниям, быть осмотрительными и осторожными.

-Обсуждение смысла пословиц «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен».

2 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Жихарка» (обраб. И. Карнауховой).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка». Развивать умение понимать основное содержание, называть главные характеристики героев, предполагать несложные мотивы их поступков. Воспитывать чувство сопереживания к персонажам, справедливое отношение друг к другу, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

-Игра-инсценировка по сказке «Жихарка».

Цель: Развивать артистические способности детей.

3 неделя:

- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко, помочь запомнить последовательность событий. Воспитывать стремление заботиться об окружающих, сопереживать, помогать в беде. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

-Д/и «Разложи по мискам» (бобы или фасоль и горох).

Цель: Развивать мелкую моторику.

Тема: Хвастовство-скромность. Трусость – смелость.

4 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Программное содержание: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц – хваста», учить внимательно слушать, следить за ходом событий. Развивать умение детей инсценировать отрывки из сказки. Формировать представление детей о таких нравственных качествах, как хвастовство – скромность, трусость – смелость. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание приходить на помощь в трудной ситуации.

П/и «Волк и зайцы».

Цель: Развивать двигательную активность, такие качества, как ловковть, выносливость, быстроту. Учить выполнять игровые правила.

Январь.

Тема: Дружба, согласие.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье» (обраб. И. Соколова – Микитова).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье». Учить понимать содержание сказки, отвечать на вопросы. Помочь детям понять, что справиться с любыми трудностями можно только в том случае, если быть дружными и сплочёнными. Учить детей не быть злопамятными, прощать друзей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

- Обсуждение смысла пословиц «Согласного стада волк не берет», «В согласии жить - никто не одолеет».

-Строительная игра «Построим дом».

Цель: Учить детей, используя различные виды конструктора, сооружать несложные постройки. Учить играть вместе, сообща. Развивать конструктивные навыки и умения, воображение.

2 неделя

-Чтение сказки «Бременские музыканты» (и сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака).

Программное содержание: Познакомить детей со сказкой Бр. Гримм «Бременские музыканты». Продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Уточнить и расширить знания детей о музыкальных инструментах. Формировать понимание того, что вместе с верными друзьями можно преодолеть любые неприятности, учить детей не унывать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Воспитывать такие нравственные качества, как благодарность, взаимовыручка, доброта.

- Муз. /дид. игра «Угадай, что звучит?»

Цель: развивать умение различать и называть музыкальные инструменты на слух по их звучанию, развивать слуховое внимание. Воспитывать у детей интерес к музыке.

Тема: Жадность.

3 неделя:

-Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (обраб. А. Красновой и В. Важдаева).

Программное содержание: Познакомить детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка». Учить внимательно слушать сказку, следить за ходом событий. Помочь детям дать оценку поступкам медвежат и формировать определённую позицию по отношению к проявлению жадности. Воспитвать дружеские взаимоотношения между детьми.

Февраль.

Тема: Мужественность. Смелость. Бескорыстие.

1 неделя

Чтение «Дядя Стёпа» С. В. Михалкова.

Программное содержание: Познакомить детей с произведением С. В. Михалкова «Дядя Стёпа». Учить характеризовать поступки героя. Воспитывать доброту, порядочность, желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

2 неделя

-Чтение «Дядя Стёпа - милиционер» С. В. Михалкова.

Программное содержание: Продолжать знакомить с творчеством С. В. Михалкова, с произведением «Дядя Стёпа - милиционер». Дать представление о том, что профессия милиционер – важна, трудна и опасна. Уточнить, что его работа – это охрана, защита людей, оказание им помощи, борьба с нарушителями закона. Воспитывать уважение к труду милиционера (полицейского).

- С/рол. Игра «Полиция».

Цель: Продолжать формировать знания детей о профессии полицейского. Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре, развивать сюжет игры, распределять роли. Учить использовать в игре предметы – заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема: Смекалка.

Задачи: Знакомить детей со сказками В. Г. Сутеева, помочь понять смысл произведений, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать представление детей о том, что такое смекалка (каждый может преодолеть трудности, используя ум, смекалку). Учить проявляя смелость, быть находчивыми, не пасовать перед трудностями, помогать в беде, ценить дружбу.

3 неделя

-Чтение сказки В. Г. Сутеева «Палочка - выручалочка».

-Просмотр мультфильма «Палочка-выручалочка» по сказке В. Г. Сутеева.

4 неделя

- Чтение «Мышонок и карандаш» В. Г. Сутеева.

Трудовая деятельность: «Поточим карандаши».

Цель: Учить пользоваться точилкой, закрепить знания цветов. Воспитывать желание трудиться во благо коллективу, желание помогать взрослым.

Март.

Тема: Любовь к ближним, забота о них.

Цель: Формировать у детей представление о нравственных нормах отношений с окружающими; о доброте, как важном человеческом качестве. Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих. Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи.

1 неделя

- Чтение татарской сказки «Три дочери».

-Этюды «Мама радуется», «Мама устала» и т. д…

-Цель: Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов.

2 неделя

-Чтение стихотворения «Колыбельная для мамы» И. Чернецкой; «Доброта» Л. Николаенко, Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки» и др…

-Рисование «Любимая мамочка моя».

Цель: Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос, причёску). Воспитывать чувство любви к матери.

3 неделя

- Чтение рассказа «Ссора с бабушкой» Л. Воронковой.

- Обсуждение смысла пословицы «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать».

4 неделя

-Чтение рассказа «Мамины руки» Б. Емельянова («Обида» Э. Мошковская).

-Беседа с детьми «Как мы можем порадовать своих близких?».

Апрель

Тема: Любовь к природе. Бережное отношение к природе

Цель: Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы. Способствовать воспитанию у детей потребности совершать добрые поступки.

1 неделя:

- Чтение рассказа «Ласточка» К. Д. Ушинского.

-Беседа - «Птицы – наши друзья».

Цель: Расширять знания детей о птицах родного края. Закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия. Расширять и активизировать словарный запас у детей. Воспитывать желание заботиться о птицах.

2 неделя

-Чтение литературной сказки «Воробьишко» М. Горького.

-П/и «Воробушки и кот»».

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 21:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД