Лучший педагог года

План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Алия хусаинова
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год Педагог: Хусаинова А. Р., воспитатель высшей квалификационной категории

Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

Публикация «План самообразования „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

1. Изучение литературы по проблеме

Содержание деятельности по самообразованию Сроки Форма представления самообразования

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова. В течение года

Сентябрь - май Изучение статей

2. И. А. Ильин И. : «Духовный мир сказки».

Изучение статей

3. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Изучение статей

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Изучение статей

5. И. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Изучение статей

6. Интернет- ресурсы Изучение статей

2. План мероприятий на год

Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Изучение интересов и наклонностей детей. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.

1. Знакомство детей со сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях 2. Творческое задание:

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). С помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

3. Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»

Беседа по содержанию;

пересказ отрывков сказки

4.«Сказка о золотом петушке» 5. Рисование по сказке Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь Обсуждение –беседа» какие сказки любят дети? 1. Чтение детям и пересказ сказки : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А. Н. Толстого;

2. Рассматривание иллюстрации. 3. Знакомство со сказкой «Мороз Иванович» 4. Обсуждение главного героя сказки 6. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» Консультация для родителей:

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Ноябрь Создание картотеки сказок для работы с детьми.

1. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

2. Чтение и пересказ детям сказки : «Лиса и заяц» (в обр. А. Н. Толстого)

3. Дидактическая игра: «Угадай сказку»

4. Инсценировка сказки «Снегурочка»

5. Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка, беседа по содержанию Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь Участие во всероссийских конкурсах дошкольников по развитию логического, творческого мышления 1. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок 2. Настольно – печатные игры по мотивам сказок

(разрезные картинки, лото).

3. Знакомство со сказкой «По щучьему веленью», беседа по содержанию

4. «Сказка о старике и рыбки» 5. Творческое задание:

Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

Темы:

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности 1. Чтение детям сказки : К. И. Чуковский. «Доктор Айболит»

2. Прослушивание аудиозаписи сказки.

3. Драматизация «Сказка Золушка на новый лад»

4. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

5. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Консультация для родителей:

«Почитай

мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль Консультация "Использование кроссвордов в работе с детьми

1. Роль сказки в воспитании детей.

2. Обустроить уголок ряженья.

4. Изготовление книг «Сочиняем сами»

5. Чтение сказки и пересказ «Мужик и медведь» Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март Изучение методик и технологий педагогов в интернете

1. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

2. Раскраски по народным сказкам. 3. Знакомство со сказками «Лиса и кувшин» «Крылатый, мохнатый да масляный» Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка

Апрель Продолжать работу по оставлению картотеки игр театрализованной деятельности

1. Обыграть знакомые сказки. 2. Добавить материал в театральный уголок. 3. Театрализация сказки "Заяц-портной".

4. Чтение сказки, пересказ «Сивка – бурка»

5. Собери пазлы по сказкам Книжка –раскладка :

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май Подготовка к отчёту, подбор материала и фотографий

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Выставка работ детей и родителей:

«Наши любимые сказки».

фотоотчёт

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 08:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД