Получи документы

План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Анастасия Фрисс
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зави-сит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься эконо-мическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может ра-бота по экономическому образованию и воспитанию.

Публикация «План по самообразованию „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, раз-витию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельно-сти.

Задачи:

1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и кол-лективный труд и др.);

3. Развитие игровой деятельности;

4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);

5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

Методика работы

Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффектив-но в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, при-чем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности.

В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических кате-горий:

- потребности;

- труд;

- товар;

- деньги.

Максимальная эффективность работы будет достигнута, если будут созда-ны следующие условия:

1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, схемы, мнемотаблицы по экономике и т. п. ;

2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сбербанк» и т. д.

3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;

4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;

5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у де-тей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т. п.

Предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

1. Информационно-просветительское;

2. Консультационное;

3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспита-нию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном со-трудничестве с родителями. В начале работы проводится родительское собрание и подробно обсуждается условия реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увле-чения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффек-тивного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважи-тельно–доверительные и искренние отношения. Процесс предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, эко-номических праздников.

Диагностика экономического развития дошкольников

Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономи-ческого воспитания старших дошкольников проводилась мной в старшей группе.

Цель работы: изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- определить уровни сформированности экономической воспитанно-сти детей старшего дошкольного возраста;

- создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;

- формирование экономических знаний у детей дошкольного возрас-та;

- проверка эффективности работы по повышению уровня экономиче-ских знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Вся работа строилась по двум направлениям: родители и дети. На первом этапе был проведен мониторинг уровня экономической культуры детей и обнаружены следующие типичные затруднения:

- недостаточный уровень нравственно-трудового воспитания детей;

- отсутствие знаний, понятий о том, что труд - продукт, отсутствие знаний о цене, стоимости;

- отсутствие заинтересованности у родителей.

Мною было обследовано 15 дошкольников. В ходе обследования использовалась диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экономической воспитанности де-тей старшего дошкольного возраста, на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и «Эконо-мическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возрас-та» автор разработки: Щербинина Светлана Михайловна

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической вос-питанности.

Таким образом, по результатам диагностики (15 чел) я определила:

- высокий уровень сформированности экономических знаний показа-ли 2 дошкольника - 13 %;

- средний уровень сформированности экономических знаний показа-ли 11 дошкольника - 72 %;

- низкий уровень показали 2 дошкольники - 13 %;

- в целом группа показала средний уровень сформированности эко-номических знаний.

Применение диагностики и анализ результатов эксперимента позво-лили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей.

Данные эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглу-бокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в раз-ных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясня-ется тем, что уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу. Резуль-таты эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания. Именно поэтому мне предстояло провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повсе-дневной жизни.

Формы работы с родителями по формированию экономических знаний дошкольников

Обратив внимание на активную работу в данном направлении, ро-дители не остались в стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Арник).

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил экономии и бережливости, усваивается осо-бенно прочно именно в семье.

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

- анкетирование позволило определить мнения по поводу важ-ности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений); Информа-ционные листы (памятки, советы, мини-консультации);

- родительские собрания ( цель: вовлечь родителей в процесс эконо-мического образования детей, разъяснить необходимость привлечения де-тей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возмож-ностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);

- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);

Действительно, малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об элементах «хозяйствования» на житей-ском уровне, но часто в искаженном виде.

Но при анкетировании «Экономика в семье», экспресс опросе, об-щении с семьями, стало очевидно, что родители в теории понимают необ-ходимость и полезность обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию начал разумного отношения и общения в экономической жизни.

Одна из причин - недостаточная экономическая грамотность и мо-тивация родителей.

В связи с этим определила основные направления работы с семьями:

- информационное обеспечение;

- участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования де-тей и родителей;

- совместное пополнение игровой среды.

Продуктивно прошли индивидуальные беседы с родителями о эко-номическом воспитание в семье (помогает ли ребенок выполнять домаш-нюю работу? С удовольствием или нет? Делает самостоятельные покупки в магазине) для более эффективной и всесторонней работы по экономи-ческому воспитанию детей в семье, я подготовила и провела цикл кон-сультаций, анкетирование, дала советы на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье». Вниманию родителей были предоставлены буклеты, листовки, памя-ток по экономии света, воды, тепла.

Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудо-любия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в се-мье, где ребенок имеет определенные, как постоянные обязанности, так и единичные поручения.

В результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился кругозор, повысилась мотивация и заинтересован-ность в эффективной плодотворной работе.

План :

Сроки Содержание работы Практический выход

В тече-нии года Изучение методический литературы.

Работа с родителями. Составление карточек, кон-сультаций.

Сен-тябрь Разработка плана по теме самообра-зования. План самообразования.

Октябрь Подбор литературы и Д/И.

Родительское собрание.

Диагностика детей. Картотека игр.

Консультации для родителей.

Уровень финансовой грамотно-сти детей.

Ноябрь,

Декабрь,

Январь Подбор художественной литературы.

Д/И., С/Р игра «Магазин».

Анкетирование родителей. Картотека игр.

Уровень финансовой грамотно-сти родителей.

Атрибуты для С/Р игры.

Фев-раль,

Март Подбор худ. литературы, атрибутов.

Д/И. Самостоятельное рассказыва-ние сказки.

Картотека игр.

Апрель,

Май Подбор худ литературы, атрибутов.

Проблемные ситуации для детей.

Диагностика детей. Самостоятельное рассказыва-ние сказок.

Дети самостоятельно находят выход из проблемных ситуа-ций.

Уровень финансовой грамотно-сти по итогу года.

Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей

Старшая группа

Ме-сяц

Экономи-ческие

категории

Цель:

Виды и содержание деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

По-требно-сти

- Дать понятие экономической катего-рии «потребности»;

-Различать виды потребностей (матери-альные, духовные, социальные);

-Учить устанавливать взаимосвязь по-требностей и возможностей;

-Воспитывать честность, целеустрем-ленность, отрицательное отношение к жадности;

-Развивать умение выделять экономиче-ское содержание из сказочного произ-ведения.

1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Те-лефон» К. И. Чуковский

2. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

3. Игра «Заветные желания»

4. Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

Труд

- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);

- Учить выделять последовательность трудовых действий;

-Воспитывать уважение к труду; трудо-любие; отрицательное отношение к ле-ни.

-Развивать умение выделять экономиче-ское содержание из сказочного произ-ведения;

-Развивать речь, логическое мышление, творчество.

1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

2. Игры-занятия: «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».

3. Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает ин-струменты».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»

5. Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».

6. Все виды трудовой деятельности детей (хозяйствен-но-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в приро-де).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т

То-вар

-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону

предмета – товар, как результат труда;

-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависи-мость цены товара от его качества и ко-личества;

-Познакомить с разными формами сбы-та продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермарке-ты, универсамы, рынки, ярмарки, аук-ционы;

-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, оруди-ям труда, которыми мы пользуемся;

-Воспитывать бережливость, трудолю-бие.

1. «Федорино горе»

2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «То-вар и бережное отношение к нему».

3. Сюжетно-дидактические игры:

«Рынок».

4. Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».

5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

Деньги.

Бюджет се-мьи. До-ход. Рас-ход.

-Познакомить детей с понятием - деньги;

-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи де-нег;

-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

- Дать представление о доходе, его ди-намике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их много-образие;

-Воспитывать бережливость, расчетли-вость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

1. К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».

2. Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токма-кова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство»,

3. Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»

5. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».

6. Проблемная ситуация «Кто купит больше?».

7. Изготовление атрибутов для игр.

подготовительная группа

Месяц

Экономи-ческие

категории

Цель:

Виды и содержание деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Труд и про-дукты труда (про-дукт).

По-лез-ные эко-номи-ческие навы-ки - Создание условий для знакомства де-тей старшего возраста с трудом, как с основной деятельностью человека, ис-точником средств, для его существова-ния;

-Учить уважать людей, умеющих тру-диться и честно зарабатывать деньги;

- Формировать представления о содержании деятельности людей;

- Закрепить представления о труде и лени;

-Формировать элементарные экономи-ческие представления о потребностях человека. 1. Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «профессии».

2. Создание мастерской по ремонту книг.

3. Рисование «Мои добрые дела».

4. Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

5. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

6. Рисование «Как я помогаю близким».

7. Чтение стихотворений о труде и профессиях.

8. Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы по-мочь маме, бабушке или папе? (домашнее задание)».

9. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплат-ка».

10. Ярмарка «Осенний марафон».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

«День-ги и цена (стои-мость)».

«По-лезные эко-номи-ческие навы-ки и при-вычки в бы-ту» - Знакомство с понятием «цена», «деньги», с историей возникнове-ния денег их предназначением, расши-рение знаний о том, что служило день-гами древних людей;

- Дать детям, представление о денеж-ной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с поня-тиями: «сдача», «стоимость»;

- Воспитывать бережное отношение к деньгам, представление сущности нравственных категорий, как эконо-мичность, бережливость;

- Знакомить детей с профессиями, свя-занными с экономикой, учить

воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, не-обходимые для рационального пове-дения в сфере экономики;

- Рассматривание денежных купюр и монет СССР.

1. Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее по-мощниках».

2. Экскурсия в банк.

3. Экскурсия в магазин.

4. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

5. Рисование «Экскурсия в магазин».

6. Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

7. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

8. Занятие – беседа о том, что не все продается и поку-пается за деньги.

9. Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратят-ся?».

10. Рассказ воспитателя об истории денег.

11. Рисование «Монеты моей страны».

12. Аппликация «Необычные формы денег».

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 11:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Фрисс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД