Кобякова Мирослава Владимировна
Педсовет «Доска выбора»
▼ Скачать + Заказать документы
Доска выбора в ДОУ
Доска выбора – это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Технология голландской системы личностно-ориентированного образования предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, поэтому ребёнок сам принимает решения, выбирает, чем ему заниматься. Воспитатель не навязывает ребёнку своё мнение. Его задача состоит в том, чтобы организовать групповые пространства, т. е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребёнка.
Публикация «Педсовет „Доска выбора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Доска выбора представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью.
Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор.
Зонирование – это предметно –развивающая среда, которая помогает ребенку найти для себя привлекательное занятие. Это могут быть (зоны, центры, уголки или студии)
Это могут быть:
Уголок сюжетно ролевых игр
Уголок конструирования
Уголок книги
Уголок изо деятельности
Уголок физического развития
Уголок музыки
Театральный уголок
Уголок природы
«Доска выбора»
В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку, фотографию.
В подготовительной группе – это стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своим именем.
В самой младшей группе. У ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.
На доске выбора кол-во кармашков должно соответствовать кол-ву детей в группе.
«Круг выбора» - для этого делим круг на 8 частей, каждая из которых соответствует только одной игровой зоне группы, а вместо пиктограмм и надписей – фотографии уголков нашей группы. Круг выбора больше подходит для старшей и подготовительной группы.
Как работаем с «Кругом выбора».
Перед тем, как начать работу с «Кругом выбора» (обычно это утром, перед завтраком или после завтрака») с детьми обсуждаем такие вопросы, например: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
Дети могут заниматься самостоятельной деятельностью до 30 мин.
Как оцениваем. Для оценки результатов деятельности значки: 2 солнышка и тучка со смайликами с разным настроением. Если у ребенка все получилось – он крепит значок на желтое солнышко с веселым смайликом, если что - то не получилось – на оранжевое солнышко со смайликом грустным, если совсем плохо – на тучку с плачущим смайликом.
Эти же значки мы можем использовать для определения настроения, с каким дети пришли в детский сад и с каким уходят домой.
Можно использовать и другие значки
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
Палец вниз — я старался, но не получилось.
Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо.
Изображение черепашки — я старался, но делал медленно - поэтому не успел).
Когда и для чего используется «Круг выбора»
«Круг выбора» я обычно использую при подведении итогов той или иной темы.
«Круг выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей.
Использование «Круга выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.
Вывод по использованию метода «Круга выбора» или «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в подготовительной группе.
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Кругом выбора», я учитываю ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя— выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
После оценки результатов своей работы, если это возможно, то дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Круге выбора».
Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости и самостоятельной инициативности. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.