Лучший педагог года

Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема

Махрова Любовь
Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема

Аннотация: В данной статье представлен теоретико-исследовательский анализ модели педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. В статье анализируются основные детерминанты этого сложного комплексного процесса.

Публикация «Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема» размещена в разделах

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, сфера рабочих профессий, педагогическая помощь, направления деятельности.

Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий является актуальной социально-педагогической проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом. Основной целью указанного процесса является – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий [5, с. 186].

В настоящее время в педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профессиональное самоопределение». В основном под этим понятием подразумевается – осознанный выбор, выявление и подтверждение позиции обучающегося в сфере рабочих профессий. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию природы профессионального самоопределения исходя из ряда характерных черт этого явления. Процесс профессионального самоопределения – это длительный процесс, завершение которого можно определить только при наличии у обучающегося позитивного отношения к себе как к объекту профессиональной деятельности [2, с. 64]. Поэтому выбор профессии является лишь показателем того, что процесс профессионального самоопределения вступает в новую фазу своего развития. Под педагогическим сопровождением процесса профессионального самоопределения понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, его образования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации к обществу в любом возрасте школы, по всем предметам образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [4, с. 192]. Суть идеи педагогического сопровождения заключается в комплексном подходе к решению проблем личностного развития, способном активизировать процессы самопознания и творческой самореализации. Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся заключается в том, чтобы научить их самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, нести ответственность за свое образование и помогать им становиться полноправным предметом в их профессиональной жизни. Необходимость устранения этих условий основана на социально-экономической нестабильности, многочисленных изменениях в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуальных психологических характеристиках, а также на случайных обстоятельствах и иррациональных жизненных тенденциях.

Профессиональное самоопределение обучающихся – это сложный процесс, в котором личность формирует свое отношение к профессиональной рабочей среде и ее реализации. В школьное время, когда встает вопрос о выборе будущей профессиональной деятельности, ученики нуждаются в квалифицированной поддержке специалистов и профессиональных консультантов, чтобы получить личностно-ориентированную поддержку в определении и развитии навыков и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии и формирование потребностей и желания заниматься конкретной профессиональной деятельностью. Успех профориентации зависит от способности специалиста идентифицировать индивидуальные особенности обучающихся и широко использовать различные формы работы и методы для руководства профессиональной ориентацией обучающихся. Изучение уровня профессионального самоопределения учащихся и педагогической поддержки учащихся в выборе профессии включает в себя следующие этапы:

- подготовка, включающая определение темы работы, определение проблемы, гипотезы, определение научной новизны, теоретической и практической значимости;

- поиск, в том числе изучение педагогической литературы по проблеме психологической и педагогической поддержки обучающихся при выборе профессии;

- диагностика, в том числе проведение содержательного эксперимента, сбор и анализ диагностических данных об участниках исследования;

- внедрение модели педагогического сопровождения обучающихся при выборе профессии;

- обобщение контроля, включая проведение формирующего эксперимента, сбор и анализ полученных данных, их корреляцию, формулирование выводов и реализацию результатов [1, с. 319].

Обучение и развитие психологической готовности и способности к профессиональному самоопределению основаны на трех основных компонентах:

а) «Образ Я» или Концепция Я (знайте себя, свои навыки и способности);

б) знание мира труда и требований к личности в выбранной профессии (соответствующая самооценка и сравнение их требований с требованиями профессии к личности);

в) профессиональный тест («примеряя» профессию для себя) [3, с. 132].

Интеграция этих компонентов в профессиональную ориентацию обучающихся позволяет им развивать свои социально-психологические механизмы восприятия, отражения и свободы выбора. Для разработки этих механизмов, содержание программы, которая включает в себя специальные занятия для обучающихся на основе их характеристик и результатов диагностики. Под моделью процесса педагогического сопровождения обучающихся понимается описание и теоретическое обоснование процесса организации данного вида учебной деятельности. Метод моделирования используется для создания модели педагогической поддержки при выборе профессии. Модель состоит из трех взаимосвязанных фаз: информационная фаза, фаза диагностики и фаза анализа отражения.

Первая фаза используется для информирования обучающихся о готовности заниматься различными видами профессиональной деятельности. Последующая диагностика позволяет исследовать навыки обучающихся и раскрывать потенциал для тех навыков, которые ранее не были оценены обучающимися. В конце процесса педагогического сопровождения реализуется формирующий эксперимент с использованием ранее заявленных методов. Результаты повторной диагностики интересов обучающихся иллюстрируют относительную стабильность интересов, но может иметь место существенная разница, которую нельзя игнорировать. Если обучающиеся проявили выраженный интерес к рабочим объектам во время первоначального диагноза и не набрали максимум баллов в той или иной сфере, то число обучающихся, набравших максимальное количество баллов при повторной диагностике может увеличиться. Это указывает на то, что меры, принятые во время педагогического сопровождения, не были напрасными, и что обучающиеся укрепили свою веру в свои интересы и навыки по определенной профессии. Результаты организации педагогического сопровождения показывают успешность внедрения модели процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. Нам удалось развить у обучающихся внутреннюю готовность сознательно и независимо строить, адаптировать и реализовывать перспективы развития (работа, жизнь, личность, готовность своевременно развиваться и самостоятельно находить осмысленное значение в определенной профессиональной деятельности. В частности, обучающиеся имели представление о профессиональных ценностях, обогащались знаниями о профессиях на рынке труда, о соответствии личных качеств и навыков выбранной профессии. Были предприняты попытки выявить причины отклонений в личностном развитии; развить способность обучающихся самостоятельно определять себя в образовательном учреждении, и подростку и его семье оказывалась педагогическая поддержка в развитии развивающегося образа жизни личности.

Наиболее важными направлениями педагогического сопровождения могут быть :

- Создание условий, позволяющих формировать у обучающихся представления об их личности, их жизненных ценностях;

- Обучение методам рефлексии обучающихся в решении проблемных ситуаций;

- Интеграция педагогического процесса в практику профессионального самоопределения обучающихся;

- Организация индивидуальных профильных маршрутов обучения с учетом профессионального самоопределения;

- Консолидация общеобразовательных учреждений с вузами и проф. организациями [3, с. 135].

Таким образом, исследуемая модель педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся обеспечит повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся и сделать выбор, который наилучшим образом отвечает их интересам и профессиональным ожиданиям, позволяя им соответствующим образом соотносить свои желания и навыки; и сосредоточиться на дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности [5, с. 188].

Посредством вышеизложенного, квалифицированное педагогическое сопровождение в процессе профессионального самоопределения и дальнейшего обучения помогает обучающимся понять и правильно оценить свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профессии. Данный процесс обеспечивает создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития.

Список использованных источников

1. Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 10. — Ч. 2. — С. 318–321.

2. Долгова В. И. Cубъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V. – London, 2014. – С. 62-65.

3. Кормакова В. Н., Мусаелян Е. Н., Рузиева Д. И. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Образование и наука. 2017;(4). – С. 130-145.

4. Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 191–197. – URL : https://e-koncept.ru/2016/56994.htm.

5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие / С. Н. Чистякова. – М. : Academia, 2016. – 256 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 19:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД