Светлана Мухамедьянова
Педагогический совет в ДОУ «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС»
▼ Скачать
Педагогический совет не тему
«Инновационный подход к созданию
развивающей предметно-пространственной
среды с учётом ФГОС».
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
Публикация «Педагогический совет в ДОУ „Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей.
2. Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, интеллектуально-педагогической) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы.
3. Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе.
План педсовета.
1. Выполнение решений предыдущего педсовета. (заведующая)
2. Итоги тематического контроля «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» (ст. воспитатель)
3. Состояние предметно-развивающей среды ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения (ст. воспитатель)
4. Предметно-развивающая среда ДОУ в условиях ФГОС ДО (ст. воспитатель)
5. Деловая игра «Знатоки ФГОС» (ст. воспитатель)
6. Подведение итогов педагогического совета.
Особенности организации: проблемный.
Ход педагогического совета
Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС ДО, утвержденного 17.10.2013 года и вступившего в силу с 01.01.2014 года.
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Итоги тематического контроля «организация предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» (справка прилагается)
3. Доклад «Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения»
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
В последнее время появились понятия «предметно-развивающая среда», «образовательная среда».
А что это? (ответы воспитателей). В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда 3.1 употребляются два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию и которые следует различать:
Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
4. Презентация «Предметно – развивающая среда ДОУ в условиях ФГОС ДО» (презентация).
5. Практическая часть: Деловая игра «Знатоки ФГОС»
Деление воспитателей на две команды.
1 задание «Разминка»
Каждой команде нужно называть слова по очереди, относительно темы педсовета. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование предметно-развивающей среды в группе. Виды детской деятельности. Центры. Принципы и др.).
2 задание Командам раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст
1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
2. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
3. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ:
1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
2. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
3. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Средний дошкольный возраст
1. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …. 3Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ.
1. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
3. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3. задание. 1 команде
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
1-
2-
3-
Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
2 команде
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 -
2 -
3 -
Ответ. Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 - спокойная
4 задание
Педагогический сундучок : особенности развивающей предметно-пространственной среды.
В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.
Вопросы:
- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
- Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
- Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).
5 задание.
Смоделировать компонент предметно-развивающей среды центра по желанию.
Подведение итогов экспертной комиссией: Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО. Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.
6. Подведение итогов педагогического совета.
Проект решения педагогического совета.
1. Педагогическому коллективу необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
2. Признать состояние работы по внедрению предметно – развивающего пространства в группах удовлетворительной.
3. Совершенствовать технологию работы педагогов по организации предметно – развивающего пространства в группах.
4. Привести предметно – развивающую среду в ДОУ в соответствии с ФГОС.
5. Старшему воспитателю оказывать консультативную методическую помощь педагогам.