Волкова Рамиля
Педагогический проект «Каргопольская игрушка»
Вид: фронтальный
Тип: познавательно- творческий, среднесрочный.
Тема: «Каргопольская игрушка».
Информационная карта проекта : МДОУ «Детский сад №181» Заводского района г. Саратова.
Место проведения: г. Саратов, 5 Динамовский проезд, д. 18б.
Автор проекта : Волкова Наталья Александровна, Мазаева Елена Васильевна - воспитатели
Руководитель проекта : Станислав Светлана Евгеньевна – старший воспитатель.
Публикация «Педагогический проект „Каргопольская игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Каргопольская игрушка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Участники проекта : воспитатели Волкова Рамиля Нурахмед-кызы, Мазаева Елена Васильевна дети, родители.
Количество участников проекта : 25 детей, 25 семей, 2 воспитателя.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Форма проведения: дневная.
Сроки проведения: с 01.03.2019 г. по 25.03.2019 г.
Цель: развитие эстетического восприятия детей через приобщение к декоративной деятельности.
Задачи:
- расширять представления детей об истории возникновения каргопольской игрушки;
- формировать умения украшать каргопольскими узорами силуэты сарафанов;
- развивать технические навыки при работе с кистью и краской (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, волнистые линии);
- развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски;
- развивать познавательную активность детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
- вызвать желание самим создавать узоры по мотивам каргопольских мастеров;
- создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Каргопольской игрушкой;
- ознакомить детей с художественными произведениями по тематике;
- привлечь родителей воспитанников к реализации проекта;
- создать мини - музей «Каргопольская игрушка»;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с каргопольской игрушкой;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме: «Каргопольская игрушка»;
Актуальность.
Последнее время большое внимание в ДОУ уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Как известно, самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство из них развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к самым истокам, в первую очередь - к народной игрушке. Именно русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема проекта.
Во время изучения лексической темы «Россия – Родина моя» выяснилось, что дети мало знают о родном крае, его традициях, культуре, народных промыслах. Данная тема особенно заинтересовала детей, когда речь зашла о русской народной игрушке. У детей возникло множество вопросов, появилось желание узнать больше о старинных игрушках нашего края.
Гипотеза.
Если взрослые и дети будут больше знать о своем крае, труде и жизни людей, народных промыслах и культуре, то они будут больше любить и ценить землю, на которой родились и живут, беречь и с уважением относиться к своей малой Родине.
Создание условий.
• Оборудовать место в группе – для создания мини-музея «Каргопольская игрушка».
• Оборудовать место в группе – для создания мини-музея «Каргопольская игрушка».
• Оформить выставку из детских работ.
• Сделать пооперационные карты на каждую фигурку.
• Подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
• Расширятся представления о каргопольской игрушке, процессе её изготовления.
• Научатся выделять элементы каргопольской росписи.
• Научатся видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, в предметном мире.
• Приобретут изобразительно-выразительные умения (передача формы, пропорций, композиции).
• Сформируется побудительное отношение к собственной деятельности.
Для родителей:
• Примут участие в подборе предметов народного промысла.
• Приобретут знания о народных традициях, праздниках.
• Укрепят внутрисемейные связи.
• Научатся делать своими руками каргопольские игрушки.
Обеспечение:
• Художественная литература.
• Фотоальбомы.
• Материал для изобразительного творчества.
• Дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
• Детские работы.
• Презентация проекта.
• Создание мини-музея «Каргопольская игрушка»
Формы работы:
• Беседы, познавательные рассказы воспитателя.
• Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
• Беседа с детьми «Знакомство с каргопольской игрушкой».
• Проведение НОД «Элементы росписи каргопольских игрушек».
• Проведение НОД «Каргопольская игрушка – полкан».
• Проведение НОД «Каргопольская игрушка – барыня».
• Подвижная игра «Мишка и ребята».
• Игры малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Подвижная игра «Шел козел по лесу».
• Игры средней подвижности Каравай», «Ветер», «Огород», «Три веселых братца», «Кастрома».
Чтение и заучивание стихотворений о каргопольских игрушках «Ванюшка – глинушка, Лев из Каргополья, «Берегите игрушки», «Каргопольские игрушки», «Медведь», «Собачки», «Полкан», «Бородатые кентавры», «Тяни – толкай, «Барыня», «Уточки»
• Загадки о каргопольских игрушках.
• Дидактические и настольно-печатные игры:
«Русские узоры», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Взаимодействие с родителями.
• Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
• Беседа «О значении каргопольской игрушки в жизни детей».
• Консультация «Народные игры в семье».
• Рекомендации родителям «Радость сотворчества. Каргопольская игрушка».
• Изготовление родителями поделок совместно с детьми из разных материалов и украшение поделок элементами «каргопольской росписи».
Этапы.
I этап - подготовительный:
- введение детей в проектную деятельность;
- разработка проекта, этапов его реализации;
- подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия;
- беседа – консультация с родителями на тему: «Каргопольская игрушка»;
- привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей старшей группы к проекту).
II этап – основной:
-создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;
- показ видео-презентации «Каргопольская игрушка»;
- оформление альбома с иллюстрациями «Каргопольская игрушка»;
- организация продуктивных видов деятельности;
- аппликация «Каргопольские уточки»;
- лепка из соленого теста: «Козёл»;
- лепка из пластилина «Каргопольские свистульки»;
- рисование «Каргопольская барышня», «Каргопольские узоры»;
- лепка из глины «Полкан»;
- рассматривание с детьми оригинальных игрушек;
- лото «Русские узоры», кубики «Составь узор», «Разрезные картинки», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту».
III этап – заключительный:
- обобщение результатов работы;
- оформить выставку рисунков «Народная игрушка из Каргополя»;
- создание мини-музея «Каргопольская игрушка»;
- создание презентации проекта «Каргопольская игрушка».
Планируемые результаты.
Дети:
- воспитанники будут иметь представление о некоторых особенностях декоративного прикладного искусства;
- воспитанники будут иметь представление: об образах и узорах;
- дети научатся рисовать и лепить игрушку по мотивам каргопольской росписи, использовать в работе знания об узорах, составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки, выделять элементы каргопольской росписи, называть цвета, используемые в росписи.
Родители:
-родители будут иметь представление о народном промысле каргопольской игрушки;
-родители познакомятся и примут участие совместной творческой работе, и ещё более сблизит детей и родителей.
Выводы:
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.
Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны Воспитанники познакомились со стихами о каргопольской игрушке, расширили кругозор об истории возникновения игрушки, познакомились с техникой росписи каргопольской игрушки, закрепили навыки работы с глиной, красками. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки, выполненные детьми, доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.
Рефлексия проектной деятельности :
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.
Каргопольская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек у воспитанников возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.
При создании народной игрушки, дети научились планировать свою работу, общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. У детей раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
Перспективно – тематическое планирование с детьми.
№ Дата Содержание работы Цель
1 01.03.2019. Рассматривание альбома
«Каргопольская игрушка». Развивать наблюдательность, любознательность, внимание; умение любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
2 04.03.2019. Беседа «Знакомство с каргопольской игрушкой». Познакомить с историей происхождения каргопольской игрушки, видами гаркопольских игрушек и материалом, из которого они сделаны.
3 05.03.2019. Рисование «Элементы росписи каргопольских игрушек».
Познакомить детей с каргопольской росписью, её элементами – кругами разного размера. Совершенствовать умение рисовать круги, закрашивать краской, не выходя за контур, повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
4 06.03.2019. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Развивать у детей самостоятельно организовывать игры, учить обогащать содержание игры, а также играть коллективно, самостоятельно распределять роли. Воспитывать у детей вежливость к друг другу.
5 11.03.2019.
Настольная игра «Русские узоры». Развивать творческие способности, мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, любовь к народному творчеству.
Подвижная игра «Найди себе пару». Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстро строиться в пары. Развивать инициативу, сообразительность.
6 12.03.2019. Д/ игра «Составь узор». Развивать зрительное внимание, память, мышление.
7 13.03.2019. Рисование «Каргопольская игрушка Полкан» Формировать у детей умение создавать нарядные, обобщенные стилизованные образы. Продолжать формировать умение детей подбирать цветовую палитру, используя стилевые особенности цвета, присущие каргопольской росписи.
8 14.03.2019. Д/ игра «Раскрась по образцу».
Расширить знания о характерных особенностях каргопольской игрушки (элементы узора, цветовая гамма); развивать умение отличать каргопольскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).
9 15.03.2019. Рисование
«Каргопольская игрушка». познакомить детей с каргопольской игрушкой, как видом народного декаративного-прикладного искусства.
10 18.03.2019. Настольная игра «Каргопольские разрезные картинки».
Закреплять знания детей о народной каргопольской игрушке; умение собирать из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
11 19.03.2019. Чтение стихотворения о каргопольских игрушках : «Лев из Каргополья», «Велика Россия наша» Познакомить детей с народными каргопольскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
12 20.03.2019. Игра средней подвижности «Кошка и мышка» Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга.
13 21.03.2019. Загадки о каргопольских игрушках. Развивать мышление, память, внимание, способность отгадывать загадки.
Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Развивать творческое воображение. Побуждать детей к импровизации. Активизировать речь детей.
14 22.03.2019. Дидактическая игра трафареты Развивать умение детей повторять форму каркопольских игрушек, узнавать элементы каргопольской росписи. Понакомить с техникой использования каргопольских узоров.
15 25.03.2019. Выставка рисунков и поделок «Народная игрушка из Каргополя». Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Создание Мини– Музея «Каргопольская игрушка». Формировать первоначальное представление о многообразии и видах музеев.
Перспективно – тематическое планирование с родителями.
№ Дата Содержание работы Цель
1 04.03.2019. Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».
Создать условия для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству в семье.
2 07.03.2019. Консультация
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Формировать глубокий интерес к различным видам искусства; развивать детское творчество и формировать эстетический вкус; воспитывать чувства любви к родному краю.
3 11.03.2019. Консультация «Народные игры в семье».
Познакомить родителей с сохранением, возрождением и применением народных игр для воспитания подрастающего поколения в семье.
4 15.03.2019. Консультация «Влияние народных промыслов («Каргополь») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Формировать представления о видах искусства, о детском творчестве
воспитывать эстетические чувства к народно-прикладному искусству
5 19.03.2019. Рекомендация «Радость сотворчества. Каргопольская игрушка». Ознакомить с изготовлением каргопольской игрушки, расширить знания родителей и детей о народном промысле, прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.
6 25.03.2019. Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребёнка» Расширить знания родителей о значении игрушки в жизни ребёнка.
Используемая литература.
1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб. : Детство – Пресс, 2017г.
4. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М. : Мозаика-Синтез, 1996.
5. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера, как средство воспитания. /Архангельск,2004
7. https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa
8. https://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/
9. https://www.edu.yar.ru/safety