Получи документы

Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»

Наталья Елжова
Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»

Старший воспитатель МБДОУ д/с «Родничок» г. Волгодонска Елжова Наталья Владимировна

Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»

Задачи:

1. Закрепить понятие «родословная», вовлечь педагогов в процесс составления генеалогического древа семьи.

2. Познакомить с происхождением фамилий и статистикой имен, напомнить о женских качествах.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости к своему роду.

Ключевые слова темы: родословная, родовое древо, генеалогия, родовые реликвии.

Публикация «Педагогический час: „Родословная, Наши фамилии“» размещена в разделах

Методическое обеспечение мероприятия:

доска, 1/2 листа ватмана на каждого педагога, схема родового древа, таблица «Фамильная антропонимия», сувенир «Генеалогическое древо», аудио запись стихотворения А. Токмокбаева «Сердце матери»

Методика проведения:

1. Беседа о родословной педагогов.

-Посмотрите, пожалуйста, на эти слова, которые я написала на доске: Родина, родословная. Вы знаете, что это родственные слова. Давайте добавим к ним еще родственные слова.

(Родственник, родимый, родимушка, родня, родной).

Старший воспитатель дописывает слово «родословная», если его педагоги не называют.

-В этих словах один корень – род. Чем отличается от этих родственных слов, слово «родословная»?

(Ответы педагогов)

-Это слово сложное, состоит из двух слов «род» и «слово», т. е. «слово о роде», это рассказ о своем роде, семье. Я вас просила к этому педчасу вспомнить родословную своей семьи. Кто первый готов рассказать историю своей семьи, рода?

(Рассказы педагогов)

-Скажите, как называется наука, изучающая историю родов?

(Ответы педагогов)

-Наука генеалогия (от греческого слова «генеалогия» – родословная) изучает истории родов. Раньше изучали истории родов царей, правителей. И после изучения обычно вычерчивали генеалогическое древо. Хотели бы вы вычертить древо своего рода?

(Ответы педагогов)

2. Практическая деятельность – вычерчивание схемы родового древа.

-Сейчас мы все превращаемся в ученых – генеалогов и приступаем к вычерчиванию схемы родового древа.

(Всем выдаются большие листы бумаги (1\2 ватмана или куски обоев).

Схема родового древа (Фамилия)

Ты - Родители - Дедушки,бабушки - прадедушки,пробабушки

-Чтобы ваши генеалогические древа были точны, надо дополнить года рождения своих близких, а также то, что вы считаете нужным.

3. Рассматривание сувенирного древа рода.

-Сейчас в продаже появились интересные древа, выполненные из металла. На ветках генеалогических древ висят сердечки, куда вставляются фото родственников.

(Показ фото такого древа)

-А слово «урод» имеет отношение к слову «род»?

(Ответы педагогов)

-Оно является родственным к словам род, родина?

(Ответы педагогов)

4. Беседа о происхождении фамилий.

-Урод, у – род. Это слово означает, что человек вышел из своего рода. Это слово несет в себе отрицательную смысловую нагрузку. Мы называем этим словом того, кто поступает не по человеческим законам, он не признает родственные связи и вряд ли его можно назвать человеком. Вот что становится с людьми, когда они уходят из своего людского рода. Слова родственные, корни одни, но смысл поменялся. Сила рода велика и только в своем роду, уважая и гордясь своими родственниками, впитывая знания рода, человек становится сильным и мудрым. Дерево растет, потому что питается корнями из земли, а человек это получает от своего рода. Так исторически сложилось, что мужчина несет фамилию своего рода, а женщина своего рода и потом, когда выходит замуж, несет фамилию рода мужа. Как вы думаете, зачем нужна человеку фамилия?

(Ответы педагогов)

-Кто из вас знает, кто был инициатором фамилий на Руси?

(Царь Петр I)

-Моя девичья фамилия, Соловьева, произошла от названия птицы, а что означает фамилия мужа – Елжова, я не знала. Но знала, что это казачья фамилия, и у казаков она звучала, как Ялжова. Слово «ял, ялик» – это лодка. Возможно, здесь кроется происхождение фамилии. А как произошли ваши фамилии?

(Ответы педагогов)

Как вы думаете, в нашем крае как могли возникнуть такие фамилии:

-Гречов,

-Туркин.

-Немцов,

-Персиянов,

-Иванов,

-Щукин?

Изучением происхождения донских фамилий занимался Л. М. Щетинин. По его подсчетам донская фамильная антропонимия имеет следующую структуру:

-Фамилии, образованные от описательных прозвищ, запечатлевших черты внешнего облика или характера человека (Тонконогов, Усачев, Ленивов) 46%

-Фамилии, восходящие к прозвищам этнонимического происхождения (Греков, Калмыков, Ляхов, Мордовкин) 11,8

-Фамилии, имеющие в своей основе термины родства (Вдовин, Дедушкин, Кумов) 0,4

-Фамилии оттопонимического происхождения (Раздорсков, Москвин, Саратовсков) 11,8

-Фамилии, образованные от прозвищ топографического характера (Загороднов, Колобродов, Наугольнов, Сухояров) 0,9

-Фамилии, возникшие из сословно-должностных и профессиональных прозвищ (Блинников, Генералов, Хорунжев) 12,5

-Фамилии, отантропонимического происхождения (Аникин, Дейкин, Мустафинов) 35

-Фамилии, восходящие к некалендарным русским именам (Квасов, Поздняков, Ярилов, Шестаков) 11,6

(Л. М. Щетинин «Русские имена» с. 33, издательство Ростовского университета, 1978 г.)

Следует сделать вывод о том, что в донском языковом сознании при образовании прозвищ первостепенную роль играли индивидуальные признаки лица (внешность, манера поведения, внутренние качества, а признаки наследственные были отнесены на второй план.

Щетинин выделяет классы фамилий широкой распространенности (более 10 станиц, умеренной распространенности (3-10 станиц) и умеренной распространенности (1-3 станицы).

Донские фамилии широкой распространенности: Макаров (25 станиц, Фролов (24 станицы, Лазарев (21 станица, Иванов, Петров, Тарасов (20 станиц, Попов (80 станиц, Кузнецов (51 станица, Чеботарев (30 станиц).

Фамилии умеренной распространенности: Волгин (7 станиц, Выпряжкин (4 станицы, Кривошлыков (5 станиц, Молоканов (5 станиц, Рубашкин (5 станиц, Мушкетов (5 станиц).

Редкие фамилии: Никитушкин (1 станица, Афонин (2 станицы, Монетов (1 станица, Поликарпов (3 станицы, Рыковсков (2 станицы).

Класс уникальных фамилий: Виноходов, Винохадов, Винохватов, Недомерков, Нестреляев, Одров, Тумин, Тюрморезов.

5. Статистика имен.

-С фамилиями мы разобрались, каждый знает, что обозначает его имя. Но знаете ли вы, что на имена тоже бывает мода? Какое имя было модным в 60 – е годы среди мужчин и женщин?

(Предполагаемые ответы)

-А в 70-е годы?

(Предполагаемые ответы)

-А вот что говорит статистика о моде на имена.

1880-1890 г. распространенные имена – Степан, Николай, Михаил.

1908-1916 гг. – часть новорожденных называли Иванами.

1930 г. – самое модное имя Аркадий.

1961-1965 гг. – Сергей, Владимир, Александр, Анатолий, Юрий, Игорь, Андрей.

1980 г. – Анатолий, Владимир, Александр.

Популярное женское имя – Елена, Наталья и Татьяна были популярны в начале прошлого века и в 1950 годы. Неизменные фавориты в последние 200 лет: Ирина, Ольга, Надежда, Любовь.

1908-1916 г. распространено имя Мария, 21,6% женщин называли Мариями, потом популярность имени упала. То же произошло и с именем Анна.

1920-1930 г. популярные имена: Аделаида, Адель, Алина, Алиса, Анжела, Аэлита, Жоржетта.

В эти же годы возникали произвольные имена: Воля, Ива, Идея, Октябрина, Декабрина.

По аналогии с 30 – ми годами в 2010 г. появилось новое имя Выборина, после проведения выборов.

Называя своего ребенка, не забывайте, что жить ему с этим именем всю жизнь. С. Я. Маршак написал стихотворение

«В защиту детей»

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой,

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать индейкой.

А один оригинал

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем чтим

Век придется вековать

Злополучным детям.

6. Родовые реликвии.

-Помнить свой род, хранить свою родословную очень важно, чтобы остаться человеком, а не Иваном – непомнящим. Я знаю, что в семьях есть вещи, которые хранят в себе историю и передаются по наследству – это родовые реликвии. Кто может рассказать о такой вещи своего рода?

(Рассказы педагогов)

-А мне мама передала вот такую статуэтку. Она была куплена в день свадьбы моих родителей. Потом я ее передам своей дочери. А вот эти бусы из уральских камней были куплены мамой на свою первую зарплату. Милые наши мамы, хранительницы наших родов и родословной. Так повелось, что когда человеку плохо, его тянет к маме, в родительский дом. Есть одно замечательное стихотворение, которое я услышала от одной воспитательницы и переписала. Его автор – известный киргизский поэт Аалы Токомбаев.

Сердце матери

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, правда, очень редко

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала: «Детки,

Вот бы вас ко мне собрать хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела.

Что поделать старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола!

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник пели песни до зари,

А потом разъехались, уплыли

Улетели. Вот и собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети срочно, дети, очень срочно

Приезжайте, заболела ваша мать».

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только поздно,

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Редкую серебряную прядь,

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады,

В тягостном безмолвии ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей.

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

(Стихотворение можно прослушать и в записи).

-Давайте всегда помнить о наших родителях.

7. Психологический тест «Рисунок семьи».

-Существует психологический тест «Рисунок семьи», по которому можно судить об отношениях в семье. Предложите членам своей семьи или своим воспитанникам нарисовать свою семью, и вы узнаете об отношениях членов семьи по этому рисунку.

В ваших силах изменить свои отношения в семье и эти отношения зависят в большей степени от женщины. Ибо женщины в силу своей природы наделена такими качествами, как терпение, смирение, доброта, нежность, красота. А красота всегда спасала мир. Я желаю мира в ваших семьях.

Литература:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1999.

Л. М. Щетинин «Русские имена» с. 33, издательство Ростовского университета, 1978 г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Моя родословная. Генеалогическое древо»Исследовательский проект «Моя родословная. Генеалогическое древо» .

Проект по взаимодействию с родителями Вид, тип, проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий Цель проекта: привлечение родителей к непосредственной творческой.

Автор публикации:
Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 19:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД