Лучший педагог года

Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога

Наталья Петровна Павленкова
Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога

"Дари себя детям!"

Ш. А. Амонашвили

Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу, в особенности, кто работает с особыми детьми, как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

Публикация «Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога» размещена в разделах

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация, хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как :

- черта личности педагога, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);

- совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в занятие-игру и позволяющих занятию запомниться;

- концепция педагогического творчества.

Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности педагога : он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

Не вызывает сомнения тот факт, что особое значение педагогический артистизм приобретает в деятельности специалиста коррекционного учреждения. Работа с детьми, имеющими проблемы, связанные со здоровьем, особые нужды, заставляет педагога-дефектолога постоянно помнить, что таким детям нужно не только воспитание и обучение, но, прежде всего, внимание, любовь, человеческое участие. Учитывая особенности детей с отклонениями в развитии и поведении, испытывающих трудности в усвоении содержания учебных предметов, своеобразие профессиональной работы с ними, педагог должен иметь ряд определённых личностных качеств, а также высокий уровень развития педагогических способностей, среди которых не последнее место занимает педагогический артистизм, способствующий успешному осуществлению коррекционно-развивающей работы. Дети, воспринимая и копируя педагога, "заражаясь" его способностями и умениями, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

В структуре педагогического артистизма мы выделили две стороны:

Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество. Образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" занятия (особенно его первых минутах, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.

Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, так сказать, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение детей на игровой уровень, умелая режиссура занятия.

Учить педагогическому артистизму и развивать его просто необходимо! Артистизм в какой-то степени – это дар. Творчество всегда связано с яркими эмоциями. Общение и совместная деятельность – это та основа, из которой фактически состоит вся жизнь человека.

Говорить о "театре" на уроке нужно не в смысле постановочном, декорационном, оформительском, а в смысле эффекта воздействия. В. И. Немирович-Данченко говорил: "Для того, чтобы возник театр, достаточно площадки, коврика, актера и публики". Точно так же для того, чтобы возник "театр", достаточно места, педагога и ребят. Главная фигура здесь - педагог-актер, педагог-художник, способный особым своим состоянием – артистизмом - воздействовать магически на детей.

Можно сказать, что артистичный педагог реализует неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов "А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?" как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.

Артистизм придает всем манерам учителя-дефектолога одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

Творческая деятельность педагога характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

Именно сейчас и именно в коррекционном образовательном учреждении как никогда нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные передать детям богатства общечеловеческой культуры.

На наш взгляд, задача артистичного педагога - оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор.

«Минуты мгновения личного счастья» - К. Юнг – среди скрытых функций для человека есть функции не нужные для общества, но важные для самой личности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 16:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД