Папки-передвижки

Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни

Людмила Кустова
Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни

Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья, у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья, 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья).

Публикация «Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни» размещена в разделах

Одной из причин этому является возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которым постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для дошкольников, в результате создается хаотичность в представлениях детей о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

С учетом изложенного ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности с образовательной, что способствует воспитанию у дошкольников привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Формирование здорового образа жизни немыслимо без активного участия в этом процессе взрослых, как всего персонала детского сада, так и родителей. Данное условие было определено необходимостью единых требований со стороны педагогов и семьи, усиления роли родителей как носителей информации о здоровом образе жизни, а также необходимостью постоянного и длительного воспитательного воздействия на ребенка в детском саду и семье.

Основу педагогической работы с родителями определяет ряд принципов:

- принцип партнерства, взаимопонимания и доверия - прежде педагог и родители должны доверять действиям друг друга и направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни;

- принцип согласованности действий. Соблюдение единства достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Таким образом, правила здорового образа жизни должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни;

- принцип самовоспитания и самообучения. Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Поэтому педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться;

- принцип равенства – ни один из участников процесса не должен занимать главенствующую позицию и быть надзирателем. Любые решения должны рождаться в процессе равноправного диалога. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

Так как часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Согласно данным нашего анкетирования, здоровый образ жизни соблюдают только 35% родителей. Режим детского сада поддерживается только в 47% семей, утреннюю гимнастику делают 20% родителей, активный отдых на воздухе «прижился» в 35 семьях из 200).

В Законе «Об образовании в РФ» определяется, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений родителей воспитанников и образовательного учреждения.

Цель работы с семьями воспитанников состоит в повышении культуры родителей по проблеме формирования основ здорового образа жизни. Для реализации данной цели работа с семьями воспитанников проводится по трем направлениям:

1. Повышение у родителей их осведомленности о необходимости формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы выступают родительские собрания, консультации, семейный клуб «Здоровье». Для просвещения родителей используются также формы : информационные стенды, отрывные календари, библиотечки для родителей и детей, различные памятки и буклеты.

Вместе с родителями мы «ищем» время для проведения занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Оказывается, такое время есть у каждой семьи, и оно составляет от 10 до 20 минут в день. Место для домашнего спорткомплекса можно найти в любой квартире.

Памятки для родителей содержат рекомендации по выполнению разнообразных упражнений с мячом (бросание, катание и др., при этом дети получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямиться, что благотворно влияет на осанку.

Игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулирует силу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца. Таким образом, игры с мячом тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев рук ребенка, воздействуя на его центральную нервную систему, ускоряя развитие его интеллектуальных способностей и физических качеств.

Прыжки через скакалку (координация своих движений с действием других предметов, это упражнение способствует лучшему усвоению арифметического счета. А количество седов из положения «лежа на спине», укажет на развитие мышц спины и живота, которые помогают ребенку сохранить правильную осанку во время сидения, стояния и ходьбы, при длительном статическом школьном режиме. Также особое внимание родителей мы привлекаем к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации

2. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Мы считаем, что целесообразно использовать такие формы, как, семейные проекты «Познаем вместе», встречи с интересными людьми, семейная игротека.

Наиболее эффективным вариантом повышения педагогической осведомленности родителей, по нашему мнению, является использование совместной двигательной деятельности детей с родителями. Участие в совместной игре родителей позволяет детям «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия со сверстниками и взрослыми партнерами.

3. Обобщение опыта семей по формированию у дошкольников здорового образа жизни через рекламно-информационную работу (семейные газеты, создание семейной игротеки.

Таким образом, семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается нами как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Именно такое взаимодействие является важнейшим условием эффективной работы с детьми по формированию здорового образа жизни.

Публикации по теме:

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 11:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД