Лучший педагог года

Пальцы помогают говорить

Эльвира Федирко
Пальцы помогают говорить

Пальцы помогают говорить

Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализаторы. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей рук.

Публикация «Пальцы помогают говорить» размещена в разделах

Движение пальцев рук действительно стимулирует созревание нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребенка - логопата. (Извлечение из описания изобретения к патенту РФ №2092150, 1997 г. Т. В. Сорочинской)

Все движения артикуляционного аппарата зависят от деятельности двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору головного мозга от движения органов речи. У детей с речевой патологией нарушен и артикуляционный процесс, и дифференцированные движения руки.

О. В. Правдина определила цель логопедической работы при стертой дизартрии. Эта цель заключается в исправлении звуковой стороны речи ребенка, в выравнивании всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением. В соответствии с целью ставятся следующие задачи логопедического воз-действия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые, правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Традиционные логопедические подходы по автоматизации звуков у детей с дизартрией оказываются недостаточно эффективными, что требует от специалиста поиска и подключения новых методов коррекционной работы.

Архипова Елена Филипповна в своей книге «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» представила авторскую систему Татьяны Владимировны Сорочинской по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. По мнению автора, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.

Начинать работу необходимо с уточнения произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные звуки дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные (Елена Николаевна Винарская, д. м. н).

При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха, выразительностью речи: ускорение и замедление темпа, чередование ударных и безударных слогов, выдерживание пауз, выделение отдельных слов повышением или понижением голоса и т. д.

Для вызывания интереса ребенка к выполнению упражнений, я разнообразила виды тренажеров. И в дополнение к иппликатору Кузнецова приобрела резиновые массажеры с игольчатой поверхностью (разного диаметра, массажные щетки с натуральной, пластиковой щетиной, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью т. п.

Автоматизацию звуков с помощью данной методики провожу следующим образом: произношу гласные звуки в определенной последовательности, прижимая подушечки пальцев рук к выбранному тренажеру. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.

1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:

1. А--- Большой палец

2. О--- Указательный палец

3. У--- Средний палец

4. И--- Безымянный палец

5. Ы---Мизинец

6. Э---Вся ладонь

2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных.

3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.

4 этап. Отрабатывают точность движений, их ритмичность, плавность. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса. При выполнении упражнений обращаю внимание на выдох - он должен быть свободным, мягким.

Учу детей длительно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора. Во время пропевания гласных исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц, развивается сила голоса, чистота его звучания, что позволяет развивать эмоционально окрашенную речь.

Для быстрого запоминания ввожу зрительные опоры-символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Коррекционную работу веду в 11 модулях (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.

I модуль. Отдельное произнесение: С. Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значение символов:

А — рот широко открыт

О — губы вытянуты хоботком

У — губы собраны в трубочку

И — губы растянуты

Ы — нижняя губа напряжена и обнажает нижние зубы

Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением

Рис. 1. Символы гласных звуков

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера, переходим к автоматизации поставленного звука.

Последовательность работы на тренажере:

Символ гласного

Изолированное произ-несение С-А С-0 С-У С-И С-Ы С-Э

Участие пальцев 1-й п 2-й п 3-й п 4-й п 5-й п все пальцы

Названия пальцев боль-шой указа-тельный средний безы-мянный мизи-нец вся ла-донь

Рис. 2. Последовательность работы на тренажере

Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

II модуль. СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.

III модуль. Г. С (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся «А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности иппликатора (игольчатого тренажера). Напоминают ребенку, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

IV модуль. ГС слитно (обратный слог). С — автоматизируемый согласный звук, Г — гласный звук. Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. При этом пальцы обеих рук поочередно, начиная с большого пальца, прижимаются к иппликатору. При затруднениях в выполнении ребенку помогают поочередно прижи-мать соответствующие пальцы.

V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) Г — гласные, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращают на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе.

VI модуль. СГС. С — автоматизируемый звук, Г —гласный звук, С — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГС, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и др.). Внимание обращают на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью).

VII модуль. СГС. С — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г — гласный звук, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГС. Внимание обращают на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).

VIII модуль. ССГ Слог со стечением согласных.

С — автоматизируемый звук, С — звук, который ребенок произносит правильно, Г — гласный звук.

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССГ Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы. Для гласных вводимые символы напоминают, что для звука А — рот широко открыт, для звука О — вытягиваются хоботком, для звука И — губы растягиваются в стороны, для звука Ы — нижняя губа больше напряжена и обнажает нижние зубы, для звука Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.

I Х модуль: При автоматизации к иппликатору (тренажеру с игольчатой поверхностью) поочередно прижимаются 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й пальцы, а в 6-ом слоге к иппликатору прижимается вся ладонь. Ребенку предлагают зрительные опоры — символы гласных звуков, которые напоминают об активной работе губ при артикуляции гласных. Четкая, утрированная артикуляция необходима и при произнесении согласных при их стечении. Отработав в умеренном темпе произнесение слогов и автоматизировав переключения, предлагаем для автоматизации слова, словосочетания, где слог конструкции ССГ встречается в середине, вначале, в конце слова.

Модуль X. ГСС. Г — гласный, С — согласный, который ребенок произносит правильно, С — автоматизируемый звук.

Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСС. Напоминают, что губы активно работают, что и обеспечивает утрированное произнесение звуков. Возможно включение пальцевых движений на тренажере с игольчатой поверхностью.

Модуль XI. ГСС. Г — гласный, С — согласный, который закрепляем, С — согласный, который ребенок произносит правильно.

Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСС. Используемые символы гласных призваны напоминать ребенку об утрированной артикуляции гласных. При включении в занятие пальцевых движений на тренажере символы гласных показывают последовательность движений пальцев на тренажере.

Апробировав данную методику и основываясь на своем практическом опыте, я разработала игровые пособия, направленные на автоматизацию звуков, и использую их как часть индивидуального или подгруппового занятия.

1. «Вышли пальчики гулять» – ребенок «шагает» пальчиками по сенсорным дорожкам и проговаривает слоги или слова. На одной дорожке пришиты пуговицы, на другой – кружочки из велкроткани (жесткая сторона).

2. «Змейка и улитка» – на плотный картон наклеены шнурки в виде змейки и в виде улитки. Ребенок, проводя пальчиком по шнурку, произносит длительно автоматизируемый изолированный звук.

3. «Пианист» - автоматизация звуков в слогах с прижатием пальчиков к «клавишам» из наждачной бумаги с постепенным повышением или понижением голоса.

4. «Альпинисты» - ребенок шагает пальчиками по «камням» (половинки су-джок шарика, проговаривая в слогах и словах автоматизируемый звук.

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на иппликаторе Кузнецова (Т. В. Сорочинская Патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам «Способ коррекции речевых нарушений у детей». Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

В процессе проводимой коррекционной работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мыщц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произнесении, автоматизация и дифференциация звуков проходит в более короткие сроки. Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над просодией.

Проводимая мною коррекционно-логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции способствует оптимизации не только фонетической и просодической сторон речи, но и ее коммуникативной функции, что улучшает состояние сенсомоторной сферы ребенка и его личности в целом.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. М. : АСТ: Астрель, 2008. С. 254.

2. Сорочинская Т. В. Формирование фонетической и просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии // Методические рекомендации. Томск,1994.

Публикации по теме:

Исследовательская работа с учащимися «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка» «Мешают или помогают компьютерные игры общению подросткам?» Рузиев Алексей Алексеевич Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая.

Как помочь ребенку начать говорить? Во- первых, с ребенком нужно организовать правильное общение, ограничить просмотр телевизора, особенно без речевых мультиков, таких как.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик и глаза помогают нам всегда». Цель: Обогащать знания детей о частях тела и их значении здорового образа жизни. Задачи: - расширить и обогатить кругозор детей о частях.

Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» Пальцы помогают говорить Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие.

КОП «Что умеют пальцы наших ног?» Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика.

Коррекционное занятие в старшей группе «Как машины помогают людям?» Задачи: 1. Формировать представление о цвете как о постоянном признаке некоторых предметов (пожарная машина, полицейская машина, машина.

Пальцы помогают говорить У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад№10 «Золотая рыбка» ПРОЕКТ «ПАЛЬЧИКИ.

Проектная работа «Пальчики помогают говорить» Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через.

Спортивный досуг «Помогают нам друзья». для детей 1мл группы. К тематической неделе «Одежда. Обувь» Разработала Тарасенко О. П. - воспитатель первой младшей группы г. Пролетарск,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальцы помогают говорить
Опубликовано: 22 сентября 2017 в 07:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД