Получи документы

Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста

Токмакова Юлия
Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Аннотация:в статье рассматриваются особенности активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Развитие активного словаря ребенка и рук идет параллельно. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита речь.

Ключевые слова: словарь, пальчиковые игры, активизация словаря, средства активизации словаря.

Публикация «Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Активизация словаря является одной из центральных задач развития речи в дошкольном возрасте, так как именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для ее решения. Ее актуальность подтверждена ФГОС ДО [4], в котором выделена образовательная область «Речевое развитие» включающая в себя следующие разделы: обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т. д.

Развитие словаря детей дошкольного возраста – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Проблема активизации словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривалась в трудах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Т. П. Колодяжной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушаковой и др.

Одним из эффективных средств активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, активизируют словарь ребенка [2, с. 58].

Экспериментальная работа проводилась в младшей группе на базе МКДОУ «д/с №7» г. Еманжелинска. Ее целью являлась экспериментальная проверка возможностей использования пальчиковых игр в активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста нами была применена методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной в соответствии с следующими критериями:

– называет слова, обозначающие предмет;

– обозначает признаки и качества предмета;

– называет действия предмета, связанные с движением;

– употребляет обобщающие слова;

– называет слова с противоположным значением [3, с. 65].

По результатам констатирующего эксперимента были выделены и описаны три уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста:

Высокий уровень: ребенок называет имя куклы в предложении, два и более признака куклы; самостоятельно называет более двух предметов одежды, обобщающие слова и более двух предметов своей одежды; называет все действия, которые выполняет кукла и более двух слов, как можно играть с куклой; называет два признака мяча и более и более двух слов-глаголов; даёт ответы на вопросы, называет все глаголы в нужной форме; называет обобщающее слово; составляет рассказ из личного опыта. Высокий уровень развития словаря был выявлен у 20 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы.

Средний уровень: даёт имя кукле одним словом; называет один признак куклы; с помощью вопросов педагога говорит, что надето на кукле; называет другие виды одежды; называет два предмета своей одежды; называет два действия, которые выполнила кукла и два действия, которые можно совершить с куклой; называет одно слово – признак мяча и два действия, как можно играть с мячом; отвечает на вопросы, называет 2-3 глагола правильно; перечисляет названия предметов, но не даёт обобщающего слова; не может составить рассказ из личного опыта, просто перечисляет игрушки, которые есть дома. Средний уровень развития словаря показали 50 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы.

Низкий уровень: ребенок не может дать имя кукле; не называет качеств, признаков куклы; показывает предметы одежды куклы, но не называет их; повторяет слова – названия одежды, которые назвал педагог; называет один предмет одежды, который на нем надет; называет одно слово-действие, которое выполняет кукла и одно слово, как можно играть с куклой; не называет качеств мяча; называет одно слово-действие с мячом; не отвечает на вопросы педагога, называет только одно действие; не может дать обобщающее слово; называет одну игрушку, которая есть дома. Низкий уровень развития словаря показали 30 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы.

Формирующий эксперимент был направлен на экспериментальную проверку возможности активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. На основе проведенного диагностического обследования мы разработали и внедрили комплекс занятий с использованием пальчиковых игр в младшей группе, направленных на активизацию словаря у дошкольников, в который включили следующие занятия: «В гостях у домовёнка Кузи», «Семья», «Животные», «Мебель». Далее приведем перечень пальчиковых игр, используемых на данных занятиях: «На работу пора», «Здравствуйте», «Капуста», «Перчатка», «Мы кружок нарисовали», «Много мебели в квартире», «Помощники», «Барашек», «Бычок», «Белка», «Ежик», «Голодная мышка», «Дружная семейка», «Наши мамы».

В результате проведения формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в активизации словаря у детей экспериментальной группы, что нашло подтверждение в процессе проведения контрольного среза. В экспериментальной группе уровень развития словаря повысился на 40 %, а у детей контрольной группы, с которыми не проводилась формирующая работа, уровень развития словаря повысился всего на 10 %.

Таким образом, можно заключить, что пальчиковые игры – уникальное средство для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, мышления, внимания, восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Список литературы

1 Анищенко, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенко. – М., 2006. – С. 53-72

2. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 80 с.

3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возрастаИгры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше Двигательная активность маленького.

Конспект игрового занятия «Пальчиковые игры» для детей младшего возрастаКонспект игрового занятия «Пальчиковые игры» для детей младшего возраста Цель: познакомить детей с разнообразием пальчиковых игр. Задачи: учить детей выполнять соответствующие игровые действия;развивать любознательность.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 августа 2020 в 18:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД