Получи документы

Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников

Надежда Липатова
Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников

"Охранять природу - значит охранять Родину"

(М. Пришвин)

В современном обществе много говорят о патриотизме. Это сложное чувство начинает формироваться у каждого человека с ранних лет. Осознание Родины у дошкольника связано с представлениями о том, что ему близко, понятно и дорого. Это родные люди, детский сад, дорога к дому, яркие цветы на клумбе, птицы на кормушке – все то, что ребенок проживает каждый день. Яркие впечатления от созерцания природы, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Задача педагога научить видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать интерес к природе, желание охранять и приумножать ее богатства. Патриотическое воспитание является одним из главных, инновационных направлений в работе нашего детского сада. Знакомство с природой родного края – одно из средств воспитания патриота.

Публикация «Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Воспитание у ребенка любви к Родине, формирование бережного отношения к природе и всему живому – одна из задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Знакомство с природой происходит в тесной связи со всеми видами детской деятельности.

Основным методам знакомства детей с природой являются организованные наблюдения в окружающей природе. Используя чувственный опыт, дети получают представления о жизни растений и животных, о смене времен года, о воздействии человека на природу. Чтобы наблюдение было ярким, запоминающимся использую художественное слово, музыку, предлагаю отразить свои впечатления в рисунках.

Для знакомства с экосистемой Мордовии в детском саду разработана и успешно используется экологическая тропа. Здесь дети знакомятся с растениями, животными, насекомыми родного края, получают первые экологические знания.

Дети с удовольствием работают с природным материалом – собирают гербарий и семена сорных трав для подкормки птиц, составляют коллекции камней, плодов, семян. Собранный материал используется в создании творческих работ и композиций из природного материала.

Большой интерес у детей вызывает опытническая деятельность в природе. Знакомство со свойствами воды, снега, песка пробуждают интерес к познанию, сравнению, сопоставлению фактов. Срезанные весной ветки деревьев, поставленные в воду познакомят детей с условиями необходимыми для роста и развития растений. Огород на подоконнике позволит увидеть волшебное превращение семечка в зеленое растение. Чувствуя свою сопричастность к изменениям в природе, дети учатся понимать и сохранять природу родного края.

Работая на огороде и цветнике, дети знакомятся с растениями, произрастающими в нашей местности, приобретают умения ухаживать за посадками, видят результат своего труда. Сколько радости и удивления видишь в глазах ребятишек, когда они выкапывают выращенную ими картошку, или любуются раскрывшимся бутоном цветка. Созидательное отношение к природе является показателем формирующегося чувства любви к малой родине.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. В дидактических играх дети закрепляют знания, полученные на занятиях, в совместной деятельности со взрослыми, непосредственной деятельностью в природе. В результате происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения ко всему живому. В увлекательной форме знакомим детей с правилами поведения в природе. И если дети не только знают эти правила, но и выполняют их в своей повседневной жизни, значит моя работа не проходит даром, а прорастает добрым семенем в детских душах.

Я считаю, что важным средством ознакомления с природой является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе.

В своей работе я использую произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, Н. Павлова, Е. Чарушин. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком.

Чтобы дать почувствовать ребенку красоту природы, я использую стихотворения русских поэтов: Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Маршака, С. Александрова, В. Серовой.

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Формирование экологических знаний опирается на региональный компонент. Важно познакомить детей с красной книгой Мордовии, с обитателями Мордовского национального заповедника имени Смидовича, рассказать о природоохранной работе сотрудников. Наряду с этим мы стараемся побуждать детей самим участвовать в природоохранных акциях. Вместе с родителями дети развешивают изготовленные кормушки для птиц и скворечники. Принимают участие в посадке деревьев и кустов весной, участвуют в весенних субботниках по уборке участка детского сада.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. К сожалению не все родители осознают важность этой работы, но принимая наши доводы участвуют в совместных акциях, конкурсах.

Ознакомление детей с природой родного края позволяет осуществить задачи патриотического воспитания :

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Итак, воспитание патриотизма, процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. При этом взрослые, воспитатели, родители должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т. д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное и патриотическое развитие. От нас взрослых зависит какими будут наши дети, с какими чувствами, мыслями, знаниями они вступят во взрослую жизнь.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 03:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД