Лучший педагог года

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с русской избой» в подготовительной группе

Шестакова Валентина
Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с русской избой» в подготовительной группе

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи: Познакомить детей с избой и русским бытом людей. Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Методы и приёмы:

Словесные: рассказ, беседа, вопросы Наглядные: Просмотр презентации Практические: подвижная игра «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».

Публикация «Ознакомление с окружающим миром „Знакомство с русской избой“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; повязка для игры «Жмурки Машеньки и Ивашеньки»; музыкальное сопровождение.

Ход: 1. Организационный момент: "Приветствие" продолжаем, знакомится с разными формами приветствия (дети стоят свободно)

Русский человек. Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне - очень старая традиция. Число три - сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность и оберегание. Так часто целовали и гостей - ведь гость для русского человека все равно, что ангел, входящий в дом

Поклоны - приветствие, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем, опуская ее вниз. любой поклон - так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.

Объятия. Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие «сердцем к сердцу», показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.

-Какое приветствие (из перечисленных) вы выберете, так мы с вами и поздороваемся (приветствуют друг друга выбранным способом)

-Приглашаю вас посетить русскую избу (дети садятся на ковёр, стулья, кто с кем рядом хочет)

2. Просмотр м. п. "Русская изба", рассказ воспитателя

2 слайд: Как раньше одевались люди на Руси? Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан.

3 слайд: Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.

4-5 слайд: Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» - значит дом строить. (Совместный повтор слов).

Пальчиковая гимнастика

Стук, стук, постук, кто-то строит нам избу

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

Повертели, Покрутили, Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки).

6 слайд

Общепризнанный факт, что наиболее экологичные, безвредным и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал. Древесина впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но, в то же время, желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте. Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного, под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Долгое время полы в избах были земляные.

7 слайд: Гостей всегда встречали хлебом солью, вот и нас приглашают войти в избу

В избе всегда считали святыми 3 места:

8 слайд Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

9-11слайд Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет. Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

12-13 слайд: Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

14 слайд: А вот и ведра, и коромысло. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

15 слайд: В избе часто одна комната от другой отделялась занавеской.

16-18слайд: Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Располагались они по-разному. Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.

19-22 слайд: В избе можно было увидеть и такие предметы. Прялка и ткацкий станок.

Практическая работа: (дети перемещаются в рабочую зону) у нас с вами есть ткацкий станок (настольный) мы с вами можем посмотреть, как он работает (воспитатель показывает, предлагает попробовать детям)

23-24 слайд "Что за русская изба без крыльца — все равно, что птица без крыла!" Крыльцо, «крылец», «крыльчик» - так и манит, притягивает взоры прохожих, приглашая переступить порог дома, поклониться хлебосольным хозяевам, перемолвиться словечком, другим.

Загадывание загадок про утварь: *Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло). *Сама не ест, а людей кормит (ложка). *Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, сам в угол идет (ухват).

Русская народная игра «Жмурки Машеньки и Ивашеньки»

- Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.

- За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь! (воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа).

- А называется игра: «Жмурки Машеньки и Ивашеньки» (музыкальное сопровождение). До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей).

- Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

3. Заключительная часть: Зачем, ребята, надо знать о том, что было раньше? Где пригодятся такие знания?

- Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь:

Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года давала нам погода:

Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

Прикреплённые файлы:

ruskaja-izba_u77sv.ppt | 5504 Кб
 
Публикации по теме:

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с русской избой» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 сентября 2023 в 08:40
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД