Татьяна Беляева
Особенности содержания и формы загадок
Исследованиями последних лет установлена эффективность использования загадок в формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста. Загадка в словаре Ушакова Д. Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения.
Публикация «Особенности содержания и формы загадок» размещена в разделах
Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству. Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего. Существует несколько видов загадок :
загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета. Виды загадок :
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
5. Сюжетные загадки. 6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
9. Шарады, анаграммы, ребусы.
Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач и формировать не только элементарные математические представления, но и кругозор ребенка. Надеюсь, подборка задач будет интересна и полезна не только родителям, но и педагогам и их воспитанникам. Всем удачи!