Лучший педагог года

Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Наталья Николаева
Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Помимо нарушений речевого характера, у детей с ФФН могут наблюдаться некоторые особенности в протекании высших психических функций:

внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное слуховое внимание;

— объем слуховой памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

Публикация «Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Уровень развития словесно-логического мышления может быть несколько снижен;

— возможны затруднения в запоминании инструкций взрослого, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения.

Поэтому рекомендуется с такими детьми больше использовать игры и упражнения по развитию слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций, словесно-логического мышления.

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме, нарушение слухового внимания может быть одной из причин возникновения общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития. Развивающие игры и упражнения для внимания и памяти положительно сказываются на коррекции речевого недоразвития.

В процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти : моторную (память-привычку, аффективную, образную и вербальную (речевую). При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Наиболее специфична, а также значима для развития речи слуховая память.

Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности. У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания : концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Особенно снижено слуховое внимание.

Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Для развития внимания, памяти и мышления мы рекомендуем использовать игры и упражнения, представленные вашему вниманию ниже.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра для развития памяти и мышления «Кто где живет»Дидактическая игра для развития памяти и мышления «Кто где живет» Название наземных и почвенных животных и их среду обитания лучше изучать с ребенком, в форме дидактической игры, которая обладает уникальным.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра для развития зрительной памяти и внимания «Найди картинку»Игра для развития зрительной памяти и внимания «Найди картинку» ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ «НАЙДИ КАРТИНКУ» Цель: развивать зрительную память и внимание. Задачи: развивать кругозор;.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Презентация «Задания для развития внимания, мышления и моторики «Кузнечик со скрипкой» — дошкольникам и младшим школьникам» Предлагаю первую презентацию из этой серии развивающих пособий. Развивать внимание у детей просто необходимо. Ведь благодаря нему мозг учится.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 02:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД