Папки-передвижки

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Аникина
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна

МБДОУ «Лукоморье» г. Черногорск

“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е. А. Стребелева, А. В Зацепина

Публикация «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рас-сматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченны-ми возможностями здоровья с прочими членами общества.

Проблема воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают чувство вины за то, что родился такой ребенок. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-ния (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» писал (В. А. Сухомлинский). Участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду созданы условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях, им нужны дополнительные занятия со специалистом и дома с родителями. В этой связи взаимодействие специалистов (лого-педов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с ТНР, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности.

Современные исследования показывают, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед, воспитатель, должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, вы-разительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кру-гозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психоло-го-педагогической грамотности.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо под-держивать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать ро-дителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный со-циальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От сов-местной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Цель работы – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в до-школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участ-ников воспитательного процесса, - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с деть-ми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются :

-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; -в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в те-чение учебного года:

-обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; - проведение необходимой работы по профилактике и кор-рекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и ре-чевой подготовки к школе; - повышение психолого-педагогической культуры и воспита-тельной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по об-щему и речевому развитию дошкольников в семье; -определение влияния родителей на развитие ребенка

Доказательством плодотворной работы учителя – логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно – воспитатель-ном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно - развивающими приемами, видят ре-зультаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ре-бенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внут-ренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.

Нашим дошкольным учреждением накоплен значительный опыт организации со-трудничества с родителями, имеющими детей с ОВЗ (ТНР). Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного соче-тания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье, обеспечить все-стороннее развитие личности.

Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

При взаимодействии с родителями нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой обла-сти, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

- наглядная пропаганда, - родительские собрания, - беседы и консультации, - конфе-ренции родителей, - устные журналы, - анкетирование, - дни открытых дверей, - круг-лые столы, - организация клубов, организация деловых игр, - использование интернет – ресурсов.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские круглые столы)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; участие в праздниках, утренниках и развлечениях и др.) Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индиви-дуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ (ТНР)

Для изучения семейной микросреды ребенка с ТНР проводим диагностико-аналитическую работу с родителями.

1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаи-моотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объе-ме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

2. Поэтому мы подключаем следующую из форм индивидуальной работы с родителя-ми : консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серь-езно присматриваться к своим детям.

3. Переписка с родителям - Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями мы создали группу «Солнышко» в социальной сети «Viber», которая позволяет размещение фото, а также методических рекомендаций для родителей в соответствии с тематикой недели, мы извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. И немаловажным фактором создания данной группы является возможность обратной связи в режиме онлайн.

4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых явля-ется активное включение родителей в образовательный процесс. Родители в ходе НОД знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребен-ка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов совместной или самостоятель-ной деятельности детей в ДОУ, праздников; с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы

1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей.

На первом родительском собрании был предложен прием «Дерево предсказа ний» заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка, американским ученым Дж. Беллан-сом. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, «листья» -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием помог выстроить предположения по поводу речевого развития детей. Речь наших детей---что будет дальше?---как будут развиваться события, как будем проводить работу, что выполнять?---чем закончится наша совместная работа?

- Оформление совместно с родителями стендов по различным лексическим темам.

- Выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома.

- При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следу-ющие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное, метод создания педагогических ситуаций, запись во-просов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».

2. Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффек-тивному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка пе-дагогического мышления родителей.

3. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей был проведен в форме круглого стола. В этом случае мы использовали методику «Мировое кафе». Ме-тод «Мировое кафе» позволил вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагал их к масштабному, многоуровневому диалогу. Технология «Ми-ровое кафе» помогла собрать информацию, организовать обмен мнениями по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия не-стандартных решений. Было важно, выработать общее видение проблемы. 4. Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей. Это прово-димые развлечения, драматизации сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п.

Достигнуть планируемых результатов Образовательной программы ДОУ помогает, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа по формированию предпри-имчивого мышления у детей и их родителей. Развитие предприимчивости в учебно-воспитательном процессе невозможно без сотрудничества с родителями, поэтому возник-ла необходимость наладить работу с родителями, благодаря которой они самостоятельно смогут развивать предприимчивость своих детей.

В связи с этим в нашем детском саду в ноябре месяце стартовал Марафон пред-приимчивости "Моя предприимчивая семья". На пути к успеху».

Целью проведения Марафона было: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления воспитанников. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада, как полноправных участников. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Родителям представилась возможность поделиться своими зна-ниями умениями, продемонстрировать и помочь овладеть детям то, что они умеют лучше всего. Совместная работа была направлена на повышение педагогической культуры ро-дителей в вопросах развития ребенка и его предприимчивости.

Участники Марафона - дети старшей и подготовительной группа; педагоги; родители; администрация детского сада. Сроки проведения: октябрь - ноябрь 2016г.

На протяжении 4х недель родители совместно с детьми участвовали в различных кон-курсах (именуемыми станциями) :

- станция «Где логика?», - станция «Самый умный»,- станция презентация «Моя семья»

- изготовление лэпбука «Моя семья», - конкурс костюма.

На родительском собрании был предложен прием «Понятийное колесо»

Родителям было предложено понятие «Идеальный детский сад». Предлагалось написать слова – ассоциации (словосочетания, которые предлагают родители.

Мероприятия с родителями в детском саду – это проект, он направлен на сотрудниче-ство между родителями и дошкольным учреждением. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сто-рон друг друга. Наша задача выбрать несложное дело для ребенка и вместе провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно - музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребе-нок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей сторо-ны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями.

5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортив-ных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ТНР происходит не только в процессе обучения. Дети с наруше-ниями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различ-ных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Нам необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними уча-стие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. В качестве примера работы является создание родителями, совместно с ребенком ЛЕПБУКОВ. Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в про-цессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помо-гает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и за-помнить материал. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

В саду на протяжении всей работы мы организовываем выставки творческих работ детей по различным темам, где так же непосредственное участие принимают и родители.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с роди-телями детей призваны наладить взаимодействие между садом и семьей, повысить эф-фективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимо-отношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они мо-гут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Из опыта работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Когда в семье рождается «особенный» ребенок, это становится испытанием на прочность для всех членов семьи. Мнение родителей, которые отважились.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка. Глубоких.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 января 2019 в 12:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД