МААМ-картинки

Особенности коми сказок (4 фото)

Наталья Чудинова
Особенности коми сказок

Традиции коми народа имеют глубокие корни, что ярко выражено в языке, фольклоре, прикладном искусстве. Фольклор коми дает представление об основных этических и моральных нормах народа. Большое значение он имеет в воспитании детей и их социализации. Легенды и сказания помогают постигать не только историю своего народа, но и секреты мышления, многовековые сокровенные чаяния народа.

Публикация «Особенности коми сказок» размещена в разделах

Особенности коми сказок

В сюжетах сказок коми народа очень доступно, понятно для ребёнка отражается характер народа, его национальные традиции, нравственные качества, отношение к добру и злу. Например, в коми сказках «Марпида-царевна», «Гундыр», «Солдат, скупой мужик и злой царь», «Яг-морт» и др. сопоставляются добро и зло; в сказках «Фома», «Тридцать женихов», «Ёма и две сестры» и др. сравниваются трудолюбие и лень, раскрываются жадность, расплата за труд и лень и пр.

Фото №1 Традиции коми народа имеют глубокие корни что ярко выражено в языке фольклоре прикладном искусстве

Выраженная в загадках поэтизация природы и самого человека говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту. Прекрасным было для них и то, что окружало их, и то, что было ими создано.

Фото №2 Фольклор коми дает представление об основных этических и моральных нормах народа

Коми этнограф В. П. Налимов отмечал природную доброту и впечатлительность коми народа, легко поддающегося обаянию природы. Традиционная духовная культура обеспечивала успешное воспроизводство народной культуры в целом во всем ее многообразии. Жизненный опыт показывает, что культура духовная обладает большей стабильностью, чем культура материальная, и все более определяет этническое самосознание.

Следует подчеркнуть глубокое и разностороннее русское культурное влияние на традиционную культуру коми. Очень богат и разнообразен сказочный фольклор коми. «Несомненно под русским влиянием в коми сказках появился многоголовый летающий змей, заменивший традиционное чудовище Гундыра – то ли медведя, то ли хозяина леса в образе медведя. Под тем же влиянием хозяйка лесных зверей Ёма приобрела черты русской Бабы –Яги. В сказках обоих народов много общих сюжетов, типична в жанре бытовой сказки социальная направленность против попов, богатых, жадных, распространены сказки о хитром солдате и т. п.»

Писатель Арсеньев так отзывался о коми : «Если бы можно и нужно было писать историю зырян, их культуры, то надо бы было писать историю их охоты». Охота у коми, как и у многих народов Севера, являлась основным источником существования, сферой развития материальной и духовной культуры, самобытности и неповторимости народа.

Фото №3 Большое значение он имеет в воспитании детей и их социализации

Исследователь коми края В. А. Русанов, рассматривая влияние охоты на формирование характера, стиля жизни коми, отмечал, что влияние охоты на воображение коми и на его поэтические струны огромно. Это подчёркивает сказание о Пере-богатыре, охотнике, любимейшем герое коми фольклора. Какое впечатление производит лес, видно из того, с какой любовью относится коми народ к нему и к его особенностям, какое обилие названий имеется для этих особенностей леса. Так, например, возвышенное ровное место, покрытое лесом, называется пармой возвышенное место, где растут сосны - дав. Все это свидетельствует о чрезвычайном внимании зырянина к жизни леса. Олицетворением лесной стихии являлся "ворса" - хозяин леса, причем каждый лес имел своего "ворса", внешний вид которого, по представлениям коми-зырян, мог быть различным. Для коми лес не был враждебной стихией, это был его кормилец, родной дом. Поэтому, в отличие от русского лешего,"ворса" мыслился не как злой дух, внушающий страх и трепет, а как покровитель охоты. Сказкам коми свойственна исключительность героев, красочность описаний и характеристик.

Известный публицист XIX в Н. Надеждин в петербургском альманахе "Утренняя звезда" в 1839 г. писал о коми эпической поэзии : "Какая простота, какая живопись, какая музыка!".

Неиссякаемый источник коми сказок, вводит ребёнка в более широкий мир деятельности человека, раскрывает жизнь народа, его культуру в новых для него чертах и образах.

Сегодня проблема изучения и развития духовной культуры народов является актуальной и чрезвычайно важной не только в культурологическом, но и в политическом плане. Чем больше утрачивает современный человек национальные корни и национальный образ своей культуры, тем легче он вовлекается в националистические идеи. И, наоборот, чем глубже знание национальной культуры, тем больше шансов, что выдержит искушение перед националистическими призывами. Изучение культуры своего народа питает нравственное чувство и располагает к справедливости, утверждает благо и согласие общества, которого нам не хватает.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Дракончик из бумагиДракончик из бумаги Автор поделки: Стефанова Анастасия, 6 лет, ученица 1 "Е" класса МОУ СОШ № 36 (Республика Коми, г. Сыктывкар) Работа представлена на Конкурс.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности коми сказок
Опубликовано: 12 марта 2012 в 12:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД