Лучший педагог года

Особенности детей в подростковом периоде

Александр Владимирович Гришин
Особенности детей в подростковом периоде

Подростковый период в психологии является временем значительных изменений и вызовов, которые преодолеваются поддержкой семьи, общества и профессиональных специалистов. Понимание особенностей и потребностей подростков помогает обеспечить им поддержку и помощь в успешном прохождении этого важного жизненного этапа. Подростковый период — сложное время как для стремительно взрослеющих детей, так и для родителей. Родители часто не успевают адекватно реагировать на бурные перемены в поведении и физиологии трансформирующейся личности. Ведь еще вчера ребенок, кажется, был предсказуемым и, в общем, довольно покладистым. Но все, как всегда, зависит от точки зрения: разные подходы к общению с подростком педагогами, психологами.

Публикация «Особенности детей в подростковом периоде» размещена в разделах

В настоящее время значительные преобразования и изменения в обществе, связанные со сменой системы ценностей, с предъявлением новых требований со стороны социума, безусловно, оказывают влияние на развитие и формирование личности современного подростка. Рассматриваемый нами возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества.

Тема одиночества подростков является широко исследованной в психологии и социологии, так как одиночество в этом возрасте может иметь серьезные последствия для психологического благополучия и социальной адаптации подростков. Ниже приведу некоторые основные аспекты изученности этой проблемы:

Психологические последствия. Исследования показывают, что подростки, испытывающие длительное одиночество, более подвержены развитию психических проблем, таких как депрессия, тревожность, снижение самооценки и ухудшение эмоционального благополучия.

Социальные аспекты. Было изучено, что одиночество у подростков может привести к сложностям в установлении отношений с окружающими, формировании социальных навыков, влиять на учебные успехи и снижать уровень социальной адаптации.

Факторы риска и защиты.

Исследователи также изучают роль различных факторов в развитии одиночества у подростков, таких как социальное окружение, отношения в семье, уровень самооценки, а также выявляют факторы, которые могут смягчить или усилить воздействие одиночества.

Профилактика и интервенции. Научные исследования также направлены на выработку эффективных стратегий предупреждения и борьбы с одиночеством у подростков, включая программы социальной поддержки, развитие коммуникативных навыков и укрепление психологической стойкости.

Тенденции и изменения со временем. Изученность темы одиночества у подростков отражает изменения в понимании и восприятии этой проблемы со временем, а также динамику развития и применения подходов к решению данной проблемы.

Исследования по теме одиночества у подростков играют важную роль в понимании механизмов, факторов и последствий одиночества, а также способствуют разработке эффективных стратегий поддержки и профилактики для улучшения психологического благополучия и социальной адаптации этой уязвимой возрастной группы.

Проблемы исследования обусловлена ростом количества подростков, переживающих состояние одиночества, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются (Т. Ц. Тудупова, 2009; А. О. Матвеева, 2015). Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении (Л. И. Дементий, 2010; Е. М. Коротеевой, 2010, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности (В. А. Герт, 2011).

К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению особенностей образа взрослости в подростковом возрасте (В. И. Зорина, 2014; О. В. Курышева, 2000; А. П. Новгородцева, 2006; О. А. Фиофанова, 2012). Образ взрослости, рассматривающийся как особое новообразование подросткового возраста (О. В. Курышева, 2000, включает представления подростка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в сознании, действиях, поступках.

Образ взрослости определяет содержание и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний (А. П. Новгородцева, 2006). Одним из таких специфических переживаний, свойственных для подросткового возраста, является одиночество. В связи с этим, можно предложить, что подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания одиночества.

Вместе с тем проблема переживания одиночества подростками с разным образом взрослости является малоизученной и представляет для нас особый интерес.

Это мало изученная тема, для подростков самого сложного переходного возраста, она состоит из смоделированных опытным психологом ситуаций, требующих морального и этического выбора. Ненавязчиво и с чувством научного понимания проблемы. Педагоги как бы спрашивают у опытных психологов, как поступить в той или иной ситуации, создавая наиболее верный поведенческий паттерн, который в дальнейшей жизни может здорово помочь в решении возникающих проблем. Полностью лишенная излишнего морализаторства и раздражающих поучений, психолог станет надежным другом и советчиком в период взросления. Впрочем, его советы непременно стоит выполнять родителям — ведь понять психологию и мотивацию подростка не так-то просто даже опытному специалисту.

Через кризис подросткового возраста проходит практически каждый человек и, многие из нас, став взрослыми, часто со страхом ждут наступления этого «ужасного» периода у своих детей. Избежать кризиса сложно, но можно пройти через него, сохранив с повзрослевшим ребенком теплые, доверительные отношения, сумев стать для него настоящим другом на новом этапе его жизни.

Поэтому, противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования: каковы особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости?

Цель исследования заключается в изучении переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.

Объект исследования: переживание и не адекватность поведения в подростковом возрасте.

Предмет исследования: переживание подростками с разным образом взрослости.

Гипотезы исследования:

подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания, а именно:

для подростков при формальной взрослости характерно переживание позитивного общения с подростками с содержательной взрослостью – отсутствие доминирующего типа;

подросткам, проявляющим взрослость в домашних ситуациях, в большей степени свойственно делать необдуманные поступки, проявляющим взрослость в ситуациях подражания, присуще как зависимость общения с близкими друзьями и сотоварищами по двору, по школе.

Задачи исследования:

Изучить разработанность в психологии проблемы переживания осмысленности жизни подростками с разным образом взрослости.

Исследовать уровни и типы переживания и ответственности в подростковом возрасте.

Определить типы образа взрослости и типы ситуаций проявления взрослости подростками.

Изучить показатели переживания образа взрослости подростков.

Изучить особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.

Исследовать характер связей между показателями переживания образа взрослости у подростков.

Разработать программу для психологов в сфере образования по формированию образа взрослости у подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

подходы к рассмотрению психологии подростков. (Ю. П. Кошелева, С. Г. Трубникова, (Р. Вейс, М. Мицели, К. Мустаскас, Э. Пепло, К. Роджерс, Х. С. Салливан, Ф. Фромм, Дж. Эйсендорф);

положения о психологическом формировании в подростков. (В. А. Герт, Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева, С. Г. Корчагина, А. О. Матвеева, С. В. Малышева, Д. Рассел, Н. А. Рождественская, О. А. Третьякова, Т. Ц. Тудупова,

исследования, посвященные изучению образа взрослости в подростковом возрасте (В. И. Зорина, О. В. Курышева, А. П. Новгородцева, К. Н. Поливанова, Е. Е. Сапогова, О. А. Фиофанова).

Методы исследования:

организационный метод: сравнительный;

психологические методы: опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности;

методы обработки данных: методы качественного психоанализа,

для изучения наличия и характера связи между показателями переживания и показателями образа взрослости у детей подросткового возраста. Методики исследования:

«Методика диагностики уровня субъективного ощущения подросткового одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон).

«Дифференциальный опросник переживания детей в подростковом возрасте» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев).

Опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).

Сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Предложена уточненная классификация проявлений психологических травм одиночества у подростков.

Дополнены и систематизированы ключевые особенности образа взрослости в подростковом возрасте.

Разработке программы для психологов образования, которая направлена на формирование образа взрослости у подростков.

Практическая значимость исследования:

в ходе проведенного исследования были выявлены основные характеристики кризисных периодов в развитии подростков;

разработанная и внедренная в практику программа по формированию образа взрослости у подростков может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных руководителей.

Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Фотоотчет об адаптационном периодеФотоотчет об адаптационном периоде В этом году я впервые набираю группу раннего возраста. Для меня это волнительный момент. Конечно, все мы знаем, что в период адаптации ребенок.

Фотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь»Фотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь» В этом году у меня самые маленькие ученики – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детей в подростковом периоде
Опубликовано: 13 мая 2024 в 15:52
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД