МААМ-картинки

Основные направления работы с родителями в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово»

Галина Николаевна Степанова
Основные направления работы с родителями в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово»

В соответствии с новым законом РФ «Об образовании» суть взаимодействия педагогов и семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, коррекции, развитии и социализации в общество. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимно доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка с ОВЗ тех качеств и свойств, которые необходимы для его определения и реализации, для преодоления трудностей и реабилитации.

Публикация «Основные направления работы с родителями в детском доме-интернате для умственно отсталых детей „Южное Бутово“» размещена в разделах

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:

- длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается семья на протяжении многих лет, т. е. семья постоянно находится в стрессовом состоянии из-за обеспечения постоянной заботы о ребенке-инвалид;

- большая «ресурсоемкость» воспитания и жизнеобеспечения ребенка, необходимость дополнительных финансовых, социальных и психологических ресурсах для обеспечения достойного качества жизни;

- потеря родительской компетентности (многие родители не знают, что делать, когда рождается ребенок с ОВЗ);

- интенсивные и противоречивые чувства у членов семьи, возникающие в ответ на наличие у ребенка тяжелых нарушений;

- влияние трудностей с ребенком на все семейные подсистемы, семью как целое, ее ближайшее окружение;

- неясность жизненного маршрута, особенная острота вопроса о жизненных перспективах взрослого человека с инвалидностью;

- отчуждение ребенка с ОВЗ и его ближайшего окружения.

На основе вышеописанных жизненных ситуаций выделяют следующие формы отношения родителей к детям, имеющим проблемы в развитии:

1 группа, когда родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Поэтому ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут и неуверен в себе.

2 группа, когда родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

3 группа, когда родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его постепенно на попечение государства.

4 группа, когда не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5 группа, когда родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Данные формы родительских отношений встречаются и в нашем детском доме-интернате.

В связи с особой актуальностью проблемы и увеличением количества родительских детей в ДДИ «Южное Бутово» осуществляется огромная работа с родителями, которая пока еще находится в стадии становления и не приобрела системный характер. О важности и необходимости данного направления работы была посвящена конференция «Современные технологии психолого-педагогической работы с родителями детей-инвалидов», проходившая на базе ДДИ №28, организованная Департаментом социальной защиты населения.

Рассмотрим деятельность педагогического коллектива ГКУ ДДИ «Южное Бутово» по организации работы с родителями. Данная работа преследует следующие цели:

1. Просветительская – способствует формированию родительской компетентности в вопросах понимания состояния своего ребенка, его развитии, коррекции и социализации.

2. Консультативная – способствует совместному психолого-педагогическому поиску методов воздействия на ребенка с ОВЗ в процессе приобретения им социальных и учебных навыков.

3. Коммуникативная – способствует обогащению семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка с ОВЗ, родителей и педагогов.

Результатом эффективной работы с родителями в ДДИ должны служить:

- сформированность положительного отношения к ДДИ, уважительное отношение к педагогическому коллективу,

- сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка с ОВЗ, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения.

Работа с родителями в ГКУ ДДИ «Южное Бутово» осуществляется в 6 направлениях :

1. Информационно-аналитическое направление.

В ходе данной работы осуществляется изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами. Для этого используются следующие методы изучения семьи: наблюдения, беседы, анкетирование, которые проводятся сотрудниками психолого-консультативного отдела, воспитателями, педагогами-психологами.

Получив реальную картину на основе собранных данных, сотрудники ДДИ анализируют особенности семейных отношений и связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания, вырабатывают тактику общения с каждым родителем. Это поможет ориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2. Познавательное направление.

Познавательное направление – позволяет обогатить родителей знаниями в вопросах развития, воспитания, социализации детей с ОВЗ.

С этой целью в ДДИ проводится в начале года общее родительское собрание, где дается информация о детском доме, ее сотрудниках, в какие службы можно обратиться при решении возникших проблем, частично освещаются нормативные документы, регламентирующие деятельность ДДИ.

Более подробную информацию родители получают в процессе консультаций с различными специалистами. Например, у социальных педагогов по вопросам социально-правового характера, у воспитателей по вопросам воспитания детей, у дефектологов по вопросам коррекции и развитии ребенка, у педагогов дополнительного образования по вопросам организации данной деятельности в домашних условиях.

Информирование родителей в основном осуществляется через индивидуальные консультации и заседание «Родительского клуба».

При проведении данной работы очень важно наличие обратной связи и учет актуальных потребностей родителей. И в качестве обратной связи поступают запросы о проведении групповых или межгрупповых родительских собраний, обучающих семинаров.

Конечным результатом данного направления работы должна быть организация единого пространства воспитания, развития ребенка с ОВЗ в условиях ДДИ. Совместная работа специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учители-дефектологи, ПДО, музыкальные руководители, и др.)должна выражаться в создании и реализации индивидуального маршрута, который согласовывается с родителями. Только компетентностные родители будут равноотвественными участниками образовательного процесса.

3. Наглядно-информационное направление

В ДДИ включает в себя:

- родительский стенд в приемном отделении, папки-передвижки, групповые фотоальбомы, фотовыставки, издание печатной продукции для родителей.

Но данное направление в ДДИ мало разработано. Необходимо как можно больше использовать возможности современных информационных ресурсов. У нас для работы с родителями не используются возможности сайта. Нет странички для родителей. А при занятости родителей она была б полезна. Нак страничке можно организовать несколько рубрик:

- «партнерство» (подбор полезных научных и учебно-методических материалов,

- «Взаимодействие» (полезные советы родителям от специалистов, от родителя к родителю) в форме вопрос, ответ, наши комментарии,

- «Интернет-копилка» (полезная и интересная информация для семей, воспитывающих детей с ОВЗ,

- «Детская страничка» (фотоработы детей, домашние задания и т. д.).

Шире необходимо использовать печатных материалов. Стенда с общей информацией в приемном отделении недостаточно. Необходимо организовать выпуск информационных бюллетеней от специалистов, где бы размещалась полезная информация для родителей.

4. Досуговое направление.

Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Оно направлено на организацию совместной деятельности родителей и детей. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером, обогатиться новыми впечатлениями.

В ДДИ данное направление организуется через посещение родителями детских общих и групповых мероприятий и праздников (1 сентября, Масленница, Новый год, 8 марта, в которых родители задействованы частично или в качестве зрителей.

Детско-родительских мероприятий, где бы обе стороны принимали активное участие в детском доме недостаточно. Последнее время поступают запрос от родителей в их проведении. Например, спортивный праздник на 23 февраля с участием родительской команды, участие в сопровождение детей в различные поездки, привлечение к проектной деятельности в рамках летней оздоровительной компании.

5. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В ДДИ используются дни открытых дверей или гостевые дни, помощь в укреплении материальной базы группы, реже приглашение родителей на открытые занятия, помощь в проведении воспитательных дел.

В данном направлении можно использовать проведение трудовых акций, дней творчества детей и их родителей.

6. Участие родителей в управлении ДДИ.

Осуществляется через участие родителей в работе родительского комитета (заседание 1 раз в месяц). Набирает обороты работа попечительского совета школы, в котором есть и представители родительской общественности, с целью привлечения сил и средств родителей для помощи ДДИ.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по выявлению потребности в речевом развитии ребенка Анкета для родителей. 1. Интерисует ли вас речевое развитие вашего ребенка: А) интересует; Б) не интересует; В) не знаю; 2. Есть у вашего.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Автор публикации:
Основные направления работы с родителями в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово»
Опубликовано: 23 января 2014 в 16:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД