МААМ-картинки

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана (1 фото)

Ирина Трофимова
Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана

Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога.

Задачи:

• Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представление о профессиях.

• Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско – экспериментальную деятельность.

• Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Публикация «Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли, Извержение вулкана» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Труд»

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка)

Активизация словаря: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза, вулканолог.

Материал: проектор, ноутбук, макет вулкана, лупа, камень, пемза, разрезные карточки, стаканчики с водой, салфетки, тарелочки, подкрашенная вода, сода, уксус.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание журналов про вулкан, изготовление макета вулкана.

Ход образовательной деятельности.

/Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики/

В. - Ребята, помните, к нам приходил корреспондент газеты «Экологическая правда».

В. - Чем мы занимались?

Д. – Исследовали песок.

В. – Затем мы с вами оформили газету с интересными снимками.

- От нашего знакомого корреспондента, я получила письма со звуковым приложением. Послушаем его. (слушают и выполняют задания)

К. – «Здравствуйте, ребята! Я путешествую по России: был на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, прислал вам фотографии, они не поместились в конверт, пришлось их разрезать, соберите их и узнаете, что я изучаю, о чем пишу статью». (слайд, изображение карты)

В. – Сейчас, ребята, пройдите за столы и соберите фото. (дети собирают разрезные фото)

В. - Что у вас на фото?

Д. – Горы, вулканы.

В. – Посмотрите на экран, такие фотографии получились? (слайд)

Д. – Да.

В. – Что же изучает наш корреспондент?

Д. – Наш корреспондент изучает магические горы, вулканы.

В. – Он собирает информацию о вулканах.

В. – И мы сегодня с вами поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

В. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Д. – Это большая гора с крутым склонами, из которой сначала идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Рассказ про вулкан по слайдам.

В. – Вулкан – это гора, в верхней части которой есть углубление и называется оно кратер. Он ведет в глубину земли, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.

В. – Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые. Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но, иногда они «просыпаются», и тогда начинается сильный, подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течёт настоящий огненный поток, лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твёрдых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Натрудившись, поработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка напоминают о себе: выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время одеты в ледяные панцири признаков жизни не подают.

Физминутка (звучит музыка).

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

В. – Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов, постоянно следят ученые – вулканологи.

У. (звучит музыка) – Здравствуйте! Я учёный – вулканолог, с помощью специальных приборов, мы учёные узнаём, когда вулкан «спит», а когда «проснётся». Мы изучаем огнедышащие горы, наблюдаем за вулканами с воздуха, - с самолётов и вертолётов; сами поднимаемся с рюкзаком к вершинам вулканов; прослушиваем их, измеряем температуру, строим на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказываем, когда вулкан будет извергаться.

У. – Ребята, у меня есть лаборатория «интересных открытий», где я провожу эксперименты.

У - Сегодня, ребята, я хочу показать вам, как действует вулкан.

У. - Это макет вулкана. Скажите, на что он похож?

Д. – На пирамиду, на конус.

У. – Правильно, ребята, вулкан похож на конус. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Д. – На большую яму, воронку, углубление, отверстие.

У. – Кто из вас знает, как оно называется?

Д. – Кратер.

У. – А что есть у вулкана?

Д. – У вулкана есть жерло, оно уходит глубоко в землю.

Д. - По нему поднимается огненная жидкость.

Д. - По нему поднимается лава.

У. – Ребята, а вы знаете, что такое лава?

Д. – Это расплавленные, жидкие, горячие камни.

У. – Правильно, по жерлу поднимается огненная жидкость – лава, она доходит до кратера и выходит на поверхность вулкана.

У. – Сейчас посмотрим, как происходит извержение вулкана?

Опыт «Извержение вулкана»

У. – Ребята, наш вулкан начинает действовать. (звучит громкая музыка)

У. – Вот происходит извержение вулкана.

Рассказ стихотворения «Вулкан».

Реб. – Вулканы начали «вулканить»

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Но вот он начал уставать-

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

У. – Ребята, люди не всегда могут добывать из глубины земли природный материал. Вулканы выбрасывают тучи пепла, много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.

Эксперимент с пемзой и камнем.

У. – Я, приглашаю вас в свою лабораторию, пройдите к столам.

У. - Скажите, пожалуйста, а что выбрасывает вулкан?

Д. – Камни.

У. – Кто из вас знает, как называется этот материал? (показываю)

Д. – Это пемза.

У. – Пемза – это кусочки застывшей лавы.

У. – Какого она цвета?

Д. – Белого.

У. – А еще бывает черного цвета.

У. – Возьмите в руки кусочки пемзы, какая она на ощупь?

Д. – Шершавая, пористая, твердая.

У. – Рассмотрите пемзу через лупу, какая она?

Д. – В пемзе много дырочек.

У. – Дырочки пустые или в них что-то есть?

Д. – В дырочках спрятался воздух.

У. – Возьмите в руки камень, какой он на ощупь?

Д. – Гладкий, ровный.

У. – Что легче камень или пемза?

Д. – Пемза.

У. - Почему?

Д. – Потому что в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень.

У. – Как это можно проверить?

Д. – Нужно пемзу и камень опустить в воду.

У. – Предлагаю опустить пемзу и камень в воду. Что произошло? С камнем?

Д. – Камень утонул, а пемза плавает.

У. – Почему пемза не тонет?

Д. – Потому что, в ней скапливается воздух.

У. – Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

У. – Почему камень утонул?

Д. – Потому что тяжелый.

У. – А сейчас попробуем потереть пемзу на терке. Что произошло?

Д. – Крошится.

У. - А если камень потереть на терке, будет крошится?

Д. - Нет.

У. – Почему?

Д. - Камень твердый, жесткий.

У. – Где используют пемзу?

Д. – В строительстве домов, в быту.

У. – Молодцы, ребята, из вас получились хорошие исследователи.

У. – Ребята, откуда мы можем пополнить наши знания о вулканах?

Д. – Узнать у другого человека, спросить у родителей, услышать по телевизору, радио, сходить в библиотеку, прочитать в книге, газете, посмотреть в интернете.

У. – А сейчас, я хочу с вами попрощаться, т. к. меня ждут новые исследования. До свидания!

Итог занятия.

Игра «Хорошо – плохо».

1. Вулкан хорошо, почему?

• Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.

• Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.

• Из затвердевшей лавы строят дома.

2. Вулкан плохо, почему?

• Лава является причиной лесного пожара.

• Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.

• Когда течет лава, она может повредить электрические провода и у людей отключится свет.

Вулкан уничтожает животных, птиц.

В. – Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, станете учеными; будете изучать и беречь нашу землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам всё необходимое для жизни.

(Дети по очереди называют добрые слова о земле).

Публикации по теме:

Открытое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме «Вулканы» ТЕМА: Открытое мероприятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы».

Осенний коллаж. Рисунки детей раннего возраста (2,6–3 года)Осенний коллаж. Рисунки детей раннего возраста (2,6–3 года) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 22:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД