Анна Попова
Организация работы старшего воспитателя по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, С. Л. Рубенштейн и др.).
Публикация «Организация работы старшего воспитателя по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Цель: Создание системы работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в направлении речевого развития детей;
- создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию по развитию речи детей;
- создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
- выявить эффективность проделанной работы.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой.
Педагогический коллектив МБДОУ в течении учебного года решает вопросы речевого развития детей.
Ведется работа по следующим направлениям:
• Организация, оснащение развивающей речевой среды;
• Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности;
• Формирование грамматического строя речи у дошкольников;
• Развитие связной речи дошкольников.
При посещении мероприятий, проводимых педагогами ДОУ, а также при организации предметно-развивающей среды по развитию речи и осуществлении контрольной деятельности за работой педагогов по планированию, проведению речевой работы с детьми проанализированы знания, умения, навыки педагогов по проблемам речи дошкольников:
- все педагоги знают программу и методику диагностирования развития речи детей, направления данной работы,
- учитывают индивидуальные особенности ребенка,
- осуществляют дифференцированный подход к детям с разным уровнем освоения родного языка,
- воспитывают положительные нравственные качества в работе с книгами, иллюстрациями и т. п. ,
- используют различные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей.
Отдельные педагоги владеют высокой культурой речи, коммуникативными умениями.
Наряду с этим имеются трудности педагогов:
- недостаточное владение научной терминологией,
- не в полном объеме владеют об инновациях в методике развития речи,
- недостаточно ориентированы в специфике средств обучения развитию речи, нетрадиционных форм организации обучения детей родному языку,
- у отдельных педагогов речь эмоционально обеднена, неполное соответствие культуры речи современным требованиям.
В связи с этим требуется активизировать работу :
По расширению знаний педагогов о особенностях методики развития речи и умении оперировать научной терминологией.
По теоретическому просвещению педагогических кадров о нетрадиционных формах организации обучения дошкольников родному языку.
Следующим этапом аналитического блока является оценка уровня речевой развивающей среды в группах.
Ее основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми младшего и стар-шего возраста, а также определение особенностей развивающей среды во всех группах детского сада. Ежегодно проводятся смотры книжных уголков, темати-ческих уголков.
Цель проведения смотров: стимулирование активности педагогов в совершен-ствовании, актуализации, обновлении содержания и оформления речевых угол-ков в соответствии с современными требованиями.
Результаты оценивания смотра конкурсов речевых уголков оформлены табли-цей по показателям:
• Соблюдение требований к организации речевого уголка;
• Подбор материала с учетом их идейно-художественной ценности;
• Жанровое разнообразие книг;
• Тематический принцип подбора материала;
• Наличие книг-самоделок, ширм с картинками, иллюстраций, портретов писателей и художников-иллюстраторов, детских журналов, газет, рисун-ков детей;
• Связь с театрализованной деятельностью и т. д.
Выявлено следующее:
- календарные планы по ознакомлению с художественной литературой пред-ставлены в полном объеме и соответствуют требованиям реализуемой програм-мы;
- в перспективно-календарную модель планирования образовательного процесса в течение всего дня включена разнообразная деятельность детей по развитию речи;
- ведется работа с родителями по расширению знаний о речевом развитии детей.
- имеется качественная подготовка и разнообразие материала в соответствии с возрастом.
Рекомендовано:
- продолжать обновление содержания книжных уголков в соответствии с возрас-том детей.
- пополнение разных видов театра.
- продолжать работу по словотворчеству.
Результаты обследования показали, что в старшем дошкольном возрасте количество детей с нарушением речи уменьшается. Это определяется грамотным планированием и едиными требованиями к методической организации речевой работы в ДОУ в соответствии с программными и возрастными требованиями, результатами диагностики и тесной взаимосвязью в работе логопеда и воспитателей.
Рекомендации педагогам:
• Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в овладении норм родной речи.
• Ежедневно закреплять знания детей по разделу «Развитие речи».
• Развивать психические процессы (память, мышление и др.) при использо-вании дидактических игр, заучивании стихотворений, пересказывании ска-зок, произведений.
• Регулярно взаимодействовать с родителями по вопросам речевого разви-тия детей.
Для отслеживания результатов проводимой работы педагогами разработан план контроля мероприятий по организации работы педагогов и выявлению проблем развития речи детей.
Результаты методической работы :
С педагогами:
• Составлен каталог наглядно-дидактических и методических пособий.
• Систематизирован материал методических мероприятий.
• Разработан и упорядочен материла тематического планирования и мето-дической документации по управлению над разделом «Развитие речи».
С детьми:
• Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.
С родителями:
• Составлены письменные и устные консультации по развитию речи и по-знавательному развитию детей разных возрастных групп.
• Разработаны сценарии родительских собраний в подготовительной к шко-ле группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.
• Составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.
Итак, в результате проводимой активной, систематической работе педагогического коллектива приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.
Накопленный опыт ДОУ способствует созданию и внедрению методического и дидактического сопровождения речевого развития ребенка – дошкольника. Этому способствуют: полноценная теоретическая и практическая база, грамотное просвещение педагогических кадров по вопросам обучения дошкольников родному языку, умение педагогов перерабатывать необходимую информацию по развитию речи.