Получи документы

Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения (3 фото)

Людмила Стахова
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Положение об организации педагогомпсихологом родительского клуба

«Растём вместе с ребёнком»

Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Публикация «Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в психолог – воспитательно – образовательном процессе необходимо для успешного развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А это зависит от условий воспитания и развития детей дошкольного возраста. При этом традиционно используются психолого – педагогические методы : наблюдение, опросные методики, анкетирование, диагностика типового семейного воспитания и состояния, само диагностика родительского отношения к детям, беседы, тестирования, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьёй, её посещение, беседы с родителями, наблюдения за их отношением во время встреч.

Анализ специфики запросов со стороны родителей с различным уровнем образования, а так же родителей не полных и многодетных семей в зависимости от возраста ребёнка позволили выявить различную потребность в работе с семей разного типа. Наиболее эффективной формой работы с родителями стала деятельность родительского клуба «Растём вместе с ребёнком».

Эта работа построена на принципах сотрудничества с семьями, предполагающих:

*Индивидуально – дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);

*Систематичность и последовательность работы с каждой семьёй (включение родителей в деятельность ДОУ в течении всего периода адаптации к новым социальным условиям;

*Доверительные, равно партнёрские отношения между психологом и членами семей воспитанников;

*Уважение норм и ценности семьи;

*Ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, её способности к самопомощи;

*Использование различных методов работы психолога и других специалистов ДОУ.

В ходе исследования семей были выделены следующие проблемы:

1. медико – биологические: группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2. социально – экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители, особенности отношения матери к ребё нку: гипер опека в том случае, когда жизненные интересы матери замыкаются на ребёнке, или гипо - опека, связная с переживанием матерью развода или её стремление найти другого спутника жизни);

3. социальная изоляция семьи, обусловленная утратой семьёй социальных связей с одним из супругов или социальной дискриминации матери – одиночки;

4. факторы социального риска (как правило, худшее, чем полных семьях, материальное положение, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5. психологические: отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности или в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей, госпитализация;

6. педагогические : несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическим особенностям детей, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Эти факторы определяют повышенную потребность в психолого – педагогическом просвещении и сопровождении семей.

Проведённое анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:

*80% опрошенных родителей считают: что в воспитание детей ответственность несут родители:

*5% - детский сад;

*5% -дополнительные учреждения;

*10% - совместные усилия детского сада и семьи.

При этом наиболее частые трудности в вопросах воспитания и обучения у родителей возникают:

*45% родителей видят проблему индивидуальных особенностей ребёнка, а именно эмоционального характера, в том числе замкнутости и нерешительности малыша;

*15% - не умеют решать конфликт с собственным ребёнком;

*15% - ссылаются на нехватку времени на общение со своим собственным ребёнком;

*9% - не могут найти общий язык со своим ребёнком;

*6% - не желание ребёнка ходить в детский сад;

*6% - разногласие в вопросах воспитания и обучения в семье;

*4% -не хватка знаний в вопросах развития детей.

В изучении наиболее эффективных средств, влияния на поведение ребё нка в конфликтных ситуациях родители отдали предпочтение:

*75% -Объяснениям и разъяснениям;

*10% - уговорам и компромиссам;

*5% -родителей предпочитают решать конфликт через угрозу и предупреждение ;

*10% - физическому наказанию, что тем не менее настораживает и оставляет повод задуматься над тем, что насилие в семье существует, а это в свою очередь порождает в детях развитие агрессивности и замкнутости. В данном случае необходимо выявлять такой контингент родителей как можно раньше: проводить с ними индивидуальные разъяснительные беседы, посещать семью на дому, наблюдать за эмоциональным состоянием ребёнка, разрабатывать консультации в папки – раскладки и родительских уголках.

Интересно, что наиболее важным для своего ребё нка родители считают:

*45% -доброту и отзывчивость ;

*40% -родителей физическому здоровью ребёнка;

*8% -Целеустремлённость;

*7% -Высокий уровень интеллектуального развития.

В получении информации в вопросах воспитания родители полагаются преимущественно:

*35% - на свой опыт и собственные знания;

*25% -получают информацию из журналов и газет;

*20% -от воспитателя, психолога;

*15% -из телепередач ;

*5% -родителей получают такую информацию на родительских собраниях.

В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стремятся к взаимодействию с родителями.

Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно – образовательном процессе, формировании естественного детско – взрослого сообщества. Оптимальной формой сотрудничества с семьёй было признанно создание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком», в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребёнка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится психолого – педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение психолога, специалистов и родителей в детско – взрослом сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского сада, их участие в коллективных творческих делах.

В работе с семьё й были определены несколько этапов:

1)ознакомительный (сбор информации, паспортизация групп, оценка ситуации, знакомство);

2)изучение семьи (определение внутри семейных проблем и трудностей в воспитании детей);

3)просветительский (оказание помощи семье в кризисной ситуации);

4)коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей).

Особое внимание уделяется планированию заседаний родительского клуба, которые проводятся в разных формах :

*Семинар;

*Практикум;

*Мастер – класс;

*Брифинг;

*Круглый стол;

*Обмен опытом;

*Тренинг;

*Дискуссия;

*Творческий конкурс;

*Деловая игра;

*КВН и т. д.

Встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребёнка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам – более эффективно строить воспитательно – образовательный процесс. При этом очень важны поддержка родителей и их помощь.

Родительский клуб становится помощником для родителей, так как в нём реализуется не только творческая, но и нравственная программа. Совместные встречи в клубе способствуют прежде всего осознанию своей личности – природы психики, сознания, мотивации поступков, а так же само коррекции целей, установок, действий.

Заседание родительского клуба требуют специальной подготовки.

Главное условие – добровольность и взаимная заинтересованность.

Заседание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком» проводится 1 раз в месяц.

В зависимости от тематики место проведения вариативное, на усмотрение педагога – психолога.

Исходя из результатов работы родительского клуба, были определены его задачи:

!установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка в развитии и воспитании детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга через активизацию работы родительского клуба;

!активизация и обогащение воспитательных умений и навыков родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

!повышение психолого – педагогических знаний в вопросах развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация данных задач позволяет родителям успешно развивать собственного ребёнка, увидеть «зону ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.

В результате целенаправленной работы позиция родителей как воспитателей своего ребёнка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приёмов взаимодействия с детьми в домашних условиях.

Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Фото №1 Положение об организации педагогом Фото №2 Работа с родителями
Публикации по теме:

«Дерево благодарности родителям»«Дерево благодарности родителям» Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение.

Положение о родительском клубе «Доверие» ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано специалистами ГБОУ Детский сад № (далее - ДОУ) совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 12:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД