МААМ-картинки

Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени

Наталья Богер
Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени

Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо.

Публикация «Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени» размещена в разделах

В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Особенно это волнение со стороны родителей характерно в сезонный период от середины осени до середины весны. Родители тревожатся и задумываются над тем, чтобы их ребенок не заболел, не простыл, не промочил одежду и обувь, да и просто не запачкался. В связи с этим многие не хотят, чтобы их дети гуляли на улице вообще.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

В. Даль считал, что закаливать человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Известный русский физиолог академик И. Р. Тарханов писал: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали, при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость».

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г. Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

Википедия дает следующее определение: Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Организуя прогулку на свежем воздухе, мы создаём условия для активной деятельности детей. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3. Применение разных способов организации дошкольников;

4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6. Активизацию детской самостоятельности;

7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Немало важным аспектом для укрепления иммунитета ребенка является то, что дети должны гулять не только в теплое время года, но в холодный период времени обязательно. Считается, что именно в холодное время года прогулка является более действенным способом закаливания всего организма в целом.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке : в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке : в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. На площадке может быть сооружены в зимнее время года, из снега, небольшие пролеты для перешагивания, 6-8 мишеней для бросков, углубления для прыжков; фигуры для подлезания; горки для скатывания; использование в достаточном количестве инвентаря для зимних игр на воздухе. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными. Прогулки на улице так же являются отличной профилактикой проблем со зрением, и в том числе близорукости. (Перемещение взгляда с близлежащих объектов на предметы, находящиеся вдалеке, и обратно, а это является своеобразной тренировкой для глаз, не говоря уже о познании окружающего мира.

Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники на прогулке в холодное время года не замерзли. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Работу по закаливанию рекомендуется вести с ранней осени, стараясь оставаться с детьми на воздухе почти такое же время, как и летом. Благодаря этому дети привыкнут к постепенному похолоданию. Так ежедневные прогулки войдут в привычку и станут необходимыми в первую очередь для детей и родителей.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 3- 4 часов.

Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей.

1 младшие группы до -15 -17 С тихо – не менее 1 часа

от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин.

2 младшие группы до -20-22 С тихо – не менее 1 часа

от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин.

Средние группы до -25 С тихо – не менее 1 часа

от -20 С ветер до 7 м/с до- 24С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин.

Старшие, подготовительные группы до -30 С тихо – не менее 1 часа

от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин.

В нашем учреждении в зимний период прогулка сокращается при изменении погодных условий: ветер, метель, обильные осадки в виде снега (снег с дождем, вредные выбросы из атмосферы, при температуре воздуха не ниже -20 С.

Не забываем о принципе закаливания на свежем воздухе:

1) постепенность; благодаря этому принципу дети привыкнут подолгу гулять в любую погоду без ущерба для их здоровья;

2) систематичность, изо дня в день дети в течение установленного времени находятся на свежем и холодном воздухе, желательно без перерывов; этот принцип помогает воспитать у детей привычку к полноценной прогулке.

3) учёт индивидуальных особенностей.

Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Во время прогулки важно развивать способность ребенка управлять своим дыханием. Правильное дыхание обеспечивает нормальный газообмен в организме ребенка, также дыхание связано с обменом веществ, мышечной деятельностью и осуществляется при непосредственном участии центральной нервной системы. Необходимо дышать через нос. При дыхании через рот воздух не очищается, не увлажняется, не обеззараживается и не утепляется. В результате возникают благоприятные условия для образования острых воспалительных процессов в глотке, гортани, трахее, бронхах и легких.

Так же для обеспечения закаливания детского организма во время прогулки на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.

Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2, 3 или более слоев) : между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой.

Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные и шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, рекомендуется несколько облегчить одежду, а детям, часто болеющим, плохо переносящим холод ("зябким", в более теплой одежде.

Подготовка к прогулке

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;

воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ не только в помещении детского сада, но и во время прогулки, педагоги дошкольного учреждения, проводят частые беседы, консультации с родителями, используют различные памятки, стенды для информации.

В детском возрасте закладывается фундамент здорового человека на всю жизнь, и прочность этого фундамента во многом зависит от родителей и воспитателей, которым всегда нужно помнить, что только объединение усилий по формированию активного, мобильного и жизнерадостного ребенка помогут заложить надежный фундамент здоровья и стать залогом здоровья ребенка в будущем.

И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые не любят гулять. Зачастую, родители таких детей сами не находят времени для прогулок с малышом. И пока ребенок находится в дошкольном учреждении нам нужно напомнить таким родителям, что пренебрегать прогулкой нельзя. Это один из видов закаливания детского организма. Нельзя лишать детей радости движения и заряда бодрости! Прогулка делает детей физически более выносливыми, укрепляет здоровье детей, улучшает настроение, а значит, способствует в дальнейшем успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Консультации для родителей в средней группе «Какие опасности нас поджидают в летний период времени»Фотоотчет «Консультации для родителей в средней группе «Какие опасности нас поджидают в летний период времени» В группе № 5 "Звездочёты" 5.06.2019 г были подготовлены консультации и памятки на тему "Какие опасности нас поджидают в летний период времени".

Конспект прогулки в летний период в старшей группе Конспект прогулки в летний период в старшей группе. Прогулка организуется на лесной поляне. Воспитатель: Ранним утром солнце встало, поднялось.

Консультация для родителей «Прогулки в зимний период» ]Консультация для родителей «Прогулки в зимний период». Составитель: Кофанова Е. С., воспитатель В зимнее время года родители мало времени.

Консультация для воспитателей «Закаливание детей дошкольного возраста в летний период времени» Подготовила: ст. воспитатель Скеленчева Н. И «Закаливание детей дошкольного возраста в летний период времени». 1. Закаливание детей дошкольного.

Организация и проведение прогулки в режиме дня Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Организация подвижных игр в летний период времени Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область «Вызов номеров».

Организация прогулки в ДОУ Прогулка - обязательный элемент режима дня. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной.

Прогулки и наблюдения в летний период в детском садуПрогулки и наблюдения в летний период в детском саду Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Во всех.

Прогулки в летний период с детьми раннего возрастаПрогулки в летний период с детьми раннего возраста Наступило лето, для детей самое прекрасное время года. Летом можно радоваться солнцу и теплым денькам, отправляться на экскурсии. Массу.

Развлечение — форма организации жизни дошкольников в летний период времени “Без праздников не бывает детства!" Детство – самая счастливая пора в жизни человека и наша задача сделать так, чтобы эта золотая пора жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени
Опубликовано: 10 августа 2019 в 16:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД