Получи документы

Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ

Ангелина Аладьина
Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной организации обучения и воспитания детей с РАС с учетом их возможностей и образовательных потребностей. Создание условий для получения образования всеми категориями детей с ОВЗ – основная задача в области образования. Важные принципы педагогической работы – учет специфики нарушений детей, дозирование и последовательность предъявления нового материала.

Публикация «Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ» размещена в разделах

Любая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревога, полевое – спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе этапа установления контакта специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта эффективно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы—волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки) [2].

Следующий шаг – общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, удержание внимания, выработка у ребенка усидчивости, привыкания к ситуации обучения. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном наиболее доступном для ребенка навыке (действии, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно привносятся небольшие новые элементы.

Следующий этап работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы. Здесь решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей. Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики [1]. Важно соблюдать принцип последовательности, дозирования нового материала.

Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного неизменного хода каждого занятия. Вопрос выбора образовательной траектории для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений, осложняющих ход развития, потребностей его семьи, возможностей образовательной системы региона. Считается целесообразным по возможности использовать различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности в освоении пространства, а также облегчает переключение детей, так как в каждом помещении создается свой стереотип поведения.

Важно учитывать, что к осуществлению коррекционно-образовательного процесса необходимо привлекать семью, включая всех ее членов, так как успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагоги – ребенок с РАС – родитель» зависит от продуктивного взаимодействия всех участников этого процесса. Чтобы наладить продуктивный контакт с родителями воспитанника с РАС, нужно обсудить и принять условия организации единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка через решение следующих задач:

1) Создание благоприятного климата взаимодействия с ребенком и родителями.

2) Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3) Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы, ДОУ.

В основе реализации данных направлений по взаимодействию с семьей воспитанника разрабатывается модель взаимодействия с родителями:

I этап – ознакомительный. Сбор информации (анкетирование, собеседование, наблюдение, изучение документации, составление индивидуального маршрута для реб нка с РАС).

II этап – общепрофилактический (консультации, изучение опыта работы разных учреждений и организаций, обмен опытом с родителями по взаимодействию с ребенком в разных социальных ситуациях).

III этап – индивидуальная работа (включение родителей в реализацию индивидуальной образовательной программы для ребенка с РАС, знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, получение консультативной индивидуальной помощи)

IV этап – интегративный (совместные мероприятия с родителями, изучение опыта работы общественных организаций, изучение литературы по проблемам РАС, участие в конкурсах, описание совместного опыта работы).

V этап – рефлексивный (обратная связь). Выявление изменений, анкетирование, представление опыта работы на различных площадках (участие в конференциях, фестивалях успешных образовательных практик и пр.)

VI этап – совместное обсуждение на будущее.

В качестве традиционных вариантов построения образовательного маршрута для дошкольника с РАС рассматриваются коррекционные (специализированные) группы ДОУ, группы «особый ребенок», лекотеки. Однако все чаще при определении учреждения дошкольного образования для детей, имеющих РАС, выбор делается в сторону организаций, реализующих инклюзивную практику, так как именно нахождение ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников в большинстве случаев ускоряет процесс компенсации имеющихся у него нарушений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание на то, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися [4].

Для решения комплекса коррекционно-развивающих задач в отношении воспитанников с РАС организовывается работа специалистов : педагога-психолога и учителя-дефектолога, учителя-логопеда, каждый из которых на индивидуальных и подгрупповых занятиях реализовывает собственное направление коррекционной работы. При планировании занятий для детей с РАС разрабатывается гибкий график, учитывающий как необходимость решения коррекционных задач, так и возможные изменения в настроении детей, в режиме их пребывания в группе. В силу имеющихся у детей с РАС особенностей восприятия, интеллекта, возможных пробелов в предшествующем образовании, часть занятий для них проводится специалистами, воспитателями и тьютором по индивидуальному плану с использованием специального оборудования и методик в режиме межпредметных занятий. Тьютор обеспечивает поддержку детей на групповых занятиях, в играх, при необходимости присутствует на занятиях специалистов, нормализуя поведение детей, участвует в обследовании, разработке адаптированной программы, в работе с родителями. Сопровождение предполагает выработку особого стиля взаимодействия с четко очерченными границами коммуникаций и поведения.

Как известно, расстройство аутистического спектра проявляются в виде нарушений аффективно-коммуникативной сферы, что негативно сказывается на поведении детей, затрудняя их адаптацию, сужая возможности для налаживания контактов. Зачастую детям необходима возможность для уединения, релаксации [3]. Специфический график планирования работы иногда требует разделения детей на группы с целью оптимального достижения образовательных и коррекционных задач. Для обеспечения подобной возможности в садах организуют ресурсную комнату – отдельное помещение, приспособленное для специальных занятий с детьми с РАС. Перед каждым новым этапом (предварительным этапом, первичным приемом (первой встречей с ребенком, адаптационным этапом, диагностикой в рамках индивидуальных (игровых) сеансов, занятий в мини-группе, занятий в расширенной группе) необходимо проводить мониторинг динамики развития ребенка. Диагностическое обследование проводится каждый период и предполагает проведение качественного анализа динамических изменений в развитии ребенка и служит основой в построении коррекционно-образовательного процесса как индивидуальных и мини - групповых занятий, так и занятий в инклюзивной группе.

Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса. Реализация технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ обуславливает поиск подходов к созданию оптимальной среды в широком смысле этого слова (материальной, эмоциональной и т. д., в которой ребенку комфортно развиваться. При обучении и сопровождении детей специалисты готовы к выбору именно тех приемов, которые учитывают детей, степень нарушений, особенности воспитанников с РАС, их потенциал, добиваясь социализации и личностного развития детей. Организованная командная работа служит мощным фактором развития и повышения эффективности инклюзивного процесса, так как для ребенка с РАС, имеющим дополнительно тяжелые нарушения речи, важно было не только освоение социально-коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но и освоение основных речевых навыков (коррекция тяжелых нарушений речи, навыков самообслуживания, навыка произвольной регуляции.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 15:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД