Лучший педагог года

Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития

Евстигнеева Яна Сергеевна
Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития

. Игры, влияющие на речевое развитие детей

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей ДОО.

Публикация «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития» размещена в разделах

21 век – век компьютерных технологий. У современны детей, есть все, для их развития : компьютеры, планшеты,телефоны, телевизоры, но, к сожалению все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Период дошкольного детства представляет собой время, когда ребенок активно учиться общаться на родном языке, а также развивает свою речь во всех аспектах, таких как звукопроизношение, словарный запас и грамматика.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который обеспечит его способность эффективно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, успешно учиться в школе и понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста следует рассматривать как одну из существенных целей, перед которыми стоит образовательная система.

Практика показывает, что, дети, обладающие богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, не испытывают проблем в процессе обучения. Они быстро осваивают навыки чтения и письма. Речь, таким образом, является эффективным инструментом для развития высших функций психики. Ее развитие тесно связано с формированием личности в целом, а также влияет на все основные психические процессы. Речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы компенсирующей направленности:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи;

- плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у детей я охарактеризовала как неудовлетворительный. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность детей, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Исходя из этого я поставила перед собой важную цель: создать максимально благоприятные условия для развития речи у детей при помощи игровых технологий. Я считаю, что игра является самым мягким и комфортным способом обучения детей. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речевое развитие у детей. Занятия по развитию речи в игровой форме приносят отличные результаты. Все дети проявляют желание участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную активность, расширяет словарный запас, развивает наблюдательность, способность выделять главное, умение конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать усвоенные знания.

Для повышения эмоциональной активности детей использую

Проблемные вопросы, сюрпризные моменты, воображаемые и игровые ситуации. Разыгрываются мини сценки, несущие детям познавательную информацию.

Дети с большим удовольствием принимают участие, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

На развитие речи детей дошкольного возраста большое влияние оказывает развивающая среда. Поэтому, мной постоянно ведётся обогащение центра речевого развития практическими материалами дляорганизации образовательной деятельности. Я использую разнообразные пособия и игры, включая как готовые продукты промышленного производства, так и те, которые я создаю самостоятельно. В центре речевого развития, находятся материалы для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для расширения словарного запаса, развития грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.

Игры для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики рук являются неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения детей. Особенно полезны игры, которые используют предметы из домашнего обихода, такие как прищепки, пуговицы, бусины и крупы. «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Пуговицы рассыпались». Очень полезны и речевые упражнения. Например, игра «Какая пуговица?» позволяет ребенку описывать различные пуговицы по их цвету, размеру или форме. Игра «Подбери и расскажи» требует от ребенка описать предмет, который подходит к определенной пуговице. Это помогает развивать речевые навыки и улучшать понимание связей между предметами.

Схемы для развития связной речи детей

В своей работе я использую метод мнемотехники. Ведь метод мнемотехники является эффективным инструментом в обучении детей и обогащении их словарного запаса. При использовании этого метода, дети не только эффективно запоминают новые слова и выражения, но и обучаются составлению рассказов, пересказу художественной литературы, отгадыванию и загадыванию загадок, а также заучиванию стихов.

Дидактические игры по развитию речи

Я убеждена в том, что дидактические игры по развитию речи - это доступный, полезный и эффективный метод воспитания и обучения детей. Посредством правильно организованных игр дети могут развивать связную и диалогическую речь, учиться менять интонацию и ритм речи, согласовывать движения с произносимыми словами, а также обучаться активному слушанию и сотрудничеству со своими игровыми партнерами.

В процессе игры дети осваивают новые знания, применяя ранее усвоенные в новых контекстах. Развивая свою речь, память, внимание, логическое мышление и зрительное восприятие, дети активно развивают волю, фантазию и воображение. Моя методика проведения дидактических игр по развитию речи включает несколько этапов. Вначале я знакомлю детей с содержанием игры и дидактическим материалом, который будет использоваться. Объясняю правила игры и обучаю детей их соблюдать. Показываю игровые действия и помогаю детям правильно выполнять их, объясняя последствия неправильного выполнения. Я также определяю свою роль в игре и провожу анализ игры, чтобы узнать, какие приемы являются эффективными и какие нуждаются в улучшении.

В ходе проведения игры я стараюсь создать комфортные условия для детей, чтобы каждый из них чувствовал свои успехи и мог достичь своих целей. Стремясь активно включить детей в образовательный процесс, я предоставляю им возможность работать в парах, малых группах или микрогруппах, где они могут обсуждать и обмениваться мнениями. Имея опыт проведения дидактических игр, я с уверенностью могу сказать, что такой подход к развитию речи детей приносит значительные результаты. Все дети проявляют интерес и активное участие в этом процессе, который стимулирует их мыслительную активность, расширяет словарный запас и развивает умение наблюдать, анализировать и систематизировать информацию о предметах и явлениях. В будущем я планирую создать интерактивную папку «Играйка-Развивайка", которая будет многофункциональной и направлена на поддержку детской инициативы. В ее состав будут входить игры с буквами и различными заданиями, способствующими развитию речи детей. Это позволит мне продолжать эффективную работу по развитию речи детей, в то время как они будут наслаждаться игровым процессом.

- Дидактическая игра «Подбери рифму».

- Дидактическая игра «Составь предложение».

- Дидактическая игра «Составь слово».

- Дидактическая игра «Подбери букву».

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и домаОрганизация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома - Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 19:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД