Получи документы

Опыт работы «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте»

Светлана Кабалалиева
Опыт работы «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте»

Опыт работы "Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте"

Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим интересам общества в настоящем и может привести к невосполнимым потерям в будущем.

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Экологическая ситуация в мире катастрофична и требует изменения поведения человека. Для этого всем, живущим на Земле необходимо понять реальное положение человека. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Источником человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, научился от нее понимать присущие ей явления, законы, созвучия и в преобразованном виде воплощал их в духовных и материальных ценностях. Через культуру человек связан с природой, так как в пространстве культуры передаются ее знаки и символы, нормы, образы, стандарты мыслительной деятельности, а в пространстве социальных ситуаций – реализация этих норм. Вне человеческого времени, вне смены поколений и вне видения самого себя в ряде поколений невозможно прийти к пониманию временных масштабов экологических проблем. Поэтому образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении пространства детской субкультуры как экологически здорового пространства, где дети, вступая в совместное взаимодействие, осуществляют гуманную трансляцию: они передают друг другу культурные ценности своего прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.

Экологическое образование – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Причина этого в том, что деятельность человека в природе часто безграничная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком.

Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

В работах и исследованиях, которые посвящены анализу развития личностно-общественно значимого отношения человека к природе, поверхностно рассматривается процесс характера взаимоотношений, а также формирования личности как элементов внутренней культуры человека. Однако, собственно в данном нюансе уровень экологической сознательности, уровень культуры является показателем того, как глубоко и многосторонне общество включает природу в общественно-значимое функционирование на основе практического использования и знаний о ее развитии.

Сложные и многогранные экологические проблемы современного мира непосредственно находятся в зависимости от специфики субкультуры нового поколения. Общество в целом должно измениться и стать экологически ответственным.

В данном контексте усиливается интерес к проблеме формирования экологической субкультуры детей дошкольного возраста, которая, с одной стороны, станет «хранилищем» традиционной экологической культуры, а с другой – будет отражать социально-экологические изменения в современном обществе. Знание специфики экологической субкультуры современного ребенка, функций, факторов и механизмов ее формирования наиболее эффективно решит проблемы его личностной социализации, а также основные задачи воспитания : адаптацию, развитие и самореализацию ребенка. личность в быстро меняющихся социокультурных условиях современной жизни. Учитывая непосредственный глубинный характер влияния среды на детей, преобладание в обществе предметно-прагматичного, безответственного отношения к природной среде, современные педагоги, такие как: С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Р. Колтунова, О. Н. Лазарева, И. Т. Суравегин, В. А. Левин и другие, уделяют особое внимание разработке особых условий приобщения подрастающего поколения к природе как фактору общего становления и развития личности.

Наша задача – научить детей быть другом природы, любить ее, понимать и заботиться о ней.

Принимая во внимание, что экологическая культура как черта личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия (относительно управляемое, относительно социально контролируемое воздействие общества на человека, так и «позволяя ребенку расти самостоятельно» (спонтанное формирование и деятельность самого человека, можно предположить, что каждое из указанных условий будет включать как инициативу ребенка (способ творческого осмысления и творческого преобразования бытия, так и созданные взрослыми для ребенка культурные формы, отражающие знаки, символы, образы природа. Таким образом, по мнению М. С. Кагана, «ребенок развивается одновременно и во взаимодействии двух основных человеческих способностей – созидания и ассимиляции, объективации и деобъективации».

Каждый ребенок усваивает информацию экологического содержания, которая ему интересна в соответствии с его мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. В то же время экологическая субкультура проявляется в стремлении ребенка к самоутверждению, сопоставлению и анализу его соответствия экологическому идеалу, характерному для данного исторического этапа, присвоению господствующих представлений об экологически безопасном поведении в природе, экологической традиции, существующие в мире детей и взрослых, нормы поведения, их отношение к природе. В этом случае воспитателю отводится роль соучастника детских открытий, который не торопится указывать путь решения проблемы или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.

Для того чтобы научить детей любить природу, понимать её и бережно относиться к ней я и выбрала тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте».

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников я поставила перед собой следующие задачи:

- освоение экологических представлений

- развитие познавательных умений

- овладение умениями ухода за живыми существами

- накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Занятия с детьми строю на принципах развивающего обучения и направляю на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Занятия, наблюдения, игры, опыты планирую согласно плану – программы воспитательно-образовательной работы.

Большое внимание уделяю общению детей с природой : деревьями, птицами, насекомыми, в ближайшем парке, сквере, на лугу. Дети с большим интересом занимаются на экологическом огороде, узнают лекарственные растения, ухаживают за ними, любят посещать уголок природы, где расположена Альпийская горка, здесь дети знакомятся с луговыми цветами, наблюдают за скворцами, которые поселились в скворечнике, ребята не только наблюдают, но и заботятся о них. Дети помогают поддерживать чистоту в уголках природы, вместе с ними организовываю экологические проекты. Они хорошо знают:

Беречь природу – это значит беречь своё здоровье.

На огородах которые разбиты в детском саду выращиваем овощи, пряности с детьми, какую огромную радость вызывает у них полученный результат. Вместе с детьми посадили ягодник. В течение года организовывала различные игры, конкурсы (Что, где, когда) (Знатоки природы)

Проводила праздники по временам года и вечера развлечений. Также показали с детьми сказку «Лесные звери». Я стараюсь научить детей быть добрыми, заботливыми друзьями природы, воспитать в них новое поколение с новым экологическим мышлением.

Экологическое воспитание детей я осуществляю вместе с родителями: в начале года организовала анкетирование на тему: «Экологическое воспитание» и проводила в течении года консультации на темы: «За природу в ответе каждый», «Лесная аптека», деловую игру «Земля – твой дом», за круглым столом «Воспитание доброты к природе» и т. д., показываю родителям занятия по экологии, вечера развлечения, праздники.

На своих занятиях я часто использую такую форму работы как беседа, потому что именно в ходе беседы у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств воспитывается любовь к ней.

В старшей группе провела проблемно – этическую беседу о животных. Тема: «Все нужны на Земле». На этом занятии дети объяснили Жалейкину, что некрасивых животных не бывает, они выглядят так, чтобы им было удобно жить в разных местах. И все они очень – очень нужны в природе. В средней группе провела комплексное занятие «Путешествие в весенний лес». Я старалась воспитать в детях радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. Очень много провожу с детьми различных экскурсий на темы:

«В речном царстве в прибрежном государстве»

«Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться»

«Май – для цветов рай»

«В царстве снега и льда»

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдают за птицами, насекомыми, цветами, рекой и т. д. Наблюдения способствуют глубокому усвоению знаний о природе.

Также подобрала множество дидактических игр, которые помогут детям лучше ознакомиться с природой: «Парочки», «Тропинки и лабиринты», «Кто с кем дружит», «Что где растёт» и т. д.

Для воспитателей своего детского сада был проведён

семинар – практикум «Сущность и специфика технологий экологического воспитания детей разных возрастных групп»

Педсовет на тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте». Консультации «Огород на окне», «Поговорите с деревьями», «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», в которой говорится как важно сейчас экологическое воспитание, какие формы работы можно использовать при ознакомлении детей с окружающим. Я думаю, что если дети почувствуют, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения, наша земля станет намного краше.

В своей работе я применяла экологические проекты. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность. Вот некоторые проекты, которые мы проводили вместе с детьми: «Чистое утро» - это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.

«Лесная аптека» - знакомство с лекарственными растениями, открыть лесную аптеку в группе.

«Не ходите по газонам» - установить определённые знаки, запрещающие ходить по газонам.

«Добрая зима» - изготовление кормушек, скворечников для птиц. Проведя эти проекты я утвердилась, в мысли, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

Природа пробуждает в нас прекрасные чувства, только нужно уметь видеть и понимать её.

Художники пишут прекрасные картины, но есть люди которые способны дать вторую жизнь увядшему цветку, листу… это флористы. Мне тоже захотелось научить детей простым секретам технологии. Это будет: мозаика из засушенных растений, из крылаток, лесная скульптура, поделки из тополиного пуха. Каждый ребёнок может засушить растения и наклеить их на картон, а вот правильно скомпоновать их с учётом законов художественного творчества и эстетики не просто. Собрать изящное панно, сделать из листьев тот или иной образ – искусство. На своём кружке «Капелька» я поставила перед собой следующую задачу: научить детей видеть специфику материала и конструировать из него, создавая неповторимые образы. Работая с бесценными дарами природы, мы создаём мир чудесных образов. Все они уникальны, ибо не одно повторить с тонкостью нельзя, поскольку двух одинаковых листочков, каштанов, желудей, найти не возможно. Мне очень хочется раскрыть детям глаза на волшебный мир, в котором они живут, учить их любить природу дарить, им радость творчества.

В своей работе я опиралась на опыт работы С. Н. Николаевой, Т. М. Бондаренко, Т. А. Шорыгина, О. А. Воронкевич, Т. Ф. Панфилова, также я стараюсь использовать новые методы и технологии. Помогаю детям освоить экологические знания – это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Освоение этих знаний в дошкольном возрасте помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с природой.

Как прекрасно! Воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников» Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 16 июня 2023 в 21:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД