Елена Низова
Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Теоретическая часть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОРН и их родителей в процессе традиционных событий"
1. Теоретическая часть.
Актуальность опыта.
На современном этапе развития образования проблема увеличения количества детей с дефектами речи встречается все чаще. Под термином «Общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР 3 уровня недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, оказывается недоразвитой связная речь. Речевой опыт таких детей неограничен, они критично относятся к своей речи, из-за этого они неразговорчивы, неинициативны, потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичева). Разговорная речь бедная, малословная, в связи с этим у современных дошкольников возникают трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, страдает социально-коммуникативная сфера развития ребенка. Очень важно не упустить возможности старшего дошкольного возраста с ОНР в формировании тех нравственных качеств, которые необходимы для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества с взрослыми в процессе общения. Поэтому проблема развития положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей является актуальной, потому что у детей нарушены навыки взаимодействия, тем более, что требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нацеливают нас на построение образовательной деятельности на основе обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья (п. 1.6, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, содействия и сотрудничества детей и взрослых (п. 1.4). Программа ФГОС направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками (п. 2.4). К концу дошкольного детства должно быть развито социально-коммуникативное развитие и на это нас нацеливают целевые ориентиры (п. 4.6), поэтому мы должны создавать условия для социализации каждого ребенка.
Публикация «Опыт работы „Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей, Теоретическая часть“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
ФГОС нацеливает на взаимодействие с родителями как равноправными партнерами на основе вовлечения их непосредственно в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей (п. 3.2.5, традиционных праздников, мероприятий (п. 2.11.3). Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что одним из эффективных средств нравственного воспитания выступают традиционные события, которые организуются в группе, так как традиция объединяет и сплачивает людей, утверждает общность интересов, способствует регуляции отношений. Родители являются равноправными партнерами образовательной деятельности и могут стать активными помощниками в развитии социально-коммуникативной сферы старших дошкольников с ОНР, положительных взаимоотношений с взрослыми в процессе традиционных событий. Недаром содержание организационного раздела Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает включение описания традиционных событий. В связи с этим перед нами встала актуальная проблема - необходимость систематизации опыта работы по организации традиционных событий и совершенствование данной системы.
1.2. Теоретическое обоснование.
Многие ученые, исследователи, педагоги и психологи данной проблемы утверждают следующее:
Ученые: Р. Е. Левина, М. И. Лисина и исследователи-педагоги: Т. Б. Филичева, О. А. Белобрыкина – изучали общение и взаимодействие детей с ОНР.
Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржавина – отмечают у дошкольников с ОНР нарушение общения, проявляющееся в незрелости мотивационно – потребностной сферы.
Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский – отмечали трудности социальной адаптации детей с ОНР, сложности их взаимодействия с социальной средой.
О. А. Слинько изучал особенности развития дошкольников и отметил : несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
По мнению П. П. Блонского – родители являются первыми воспитателями своих детей, поэтому семейное воспитание необходимо начинать с них.
И. В. Гребенникова, Н. П. Харитонова – изучали эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Л. С. Выготский, М. И. Лисина - утверждают, что существенным фактором благополучия ребенка является семья, качество общения ребенка с родителями.
Т. Н. Доронова и С. Г. Доронова- отмечали успешную организацию социального партнерства ДОУ с семьями воспитанников.
А. В. Козлова – отмечала сотрудничество и установление равноправных отношений между участниками образовательного процесса.
Л. С. Выготский – отмечал, что движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества с взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания ребёнок приобретает социальный опыт. «Именно через других мы становимся самим собой».
П. И. Пидкасистый - утверждает, что традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития растущих людей;
А. С. Макаренко – подчеркивал, что традиции являются необходимым элементом существования стабильного функционирования детского и педагогического коллектива.
Таким образом, взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, так как нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху.
1.3 Условия формирования личного вклада
В своей работе мы опирались на изучение психолого-педагогических исследований и отметили следующее:
Ученые: Р. Е. Левина, М. И. Лисина и исследователи-педагоги: Т. Б. Филичева, О. А. Белобрыкина – изучали общение и взаимодействие детей с ОНР.
В исследованиях В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичевой отмечены следующие особенности детей С ОНР 3 уровня:
- словарный запас отстает от возрастной нормы;
- дети критично относятся к своей речи, из-за этого они неразговорчивы, неинициативны;
- разговорная речь бедная, малословная, в связи с этим возникают трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, страдает социально-коммуникативная сфера развития ребенка.
При определении направлений работы мы ориентировались на особенности детей с ОНР 3 уровня, трудности возникающие в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, на уникальные традиции, которые существуют в каждой группе. Также мы опираемся на свой личный опыт, в процессе которого мы разработали систему работы с детьми в детском саду с участием родителей в процессе разных традиционных событий, представленных в некоторых программах и методических пособиях.
Проблема: как помочь ребенку старшего дошкольного возраста с ОНР умению взаимодействовать с взрослыми и сверстниками без трудностей и критичной оценки речи.