Получи документы

Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

Светлана Голдырева
Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»,

К. Д. Ушинский.

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организацией действия. Отклонения в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.

Публикация «Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевого развития детей дошкольного возраста, отметила тревожную тенденцию: всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (сниженная память, слабая продуктивность запоминания, недостаточное устойчивое внимание и т. д.). Под влиянием новых видов деятельности, новых требований, предъявляемых дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточиться и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести и т. п. Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о при-общении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие речи и памяти ребенка.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.

Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Преимущество использования метода эйдетики в образовательном процессе с детьми – ребенок развивается радостно, восприятие мира становится более позитивным.

Новизна использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро за-поминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками.

Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи пред-школьного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благо-даря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памя-ти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, ак-тивизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи, предопределяют направление работы и результат:

- показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

- развивать образное мышление посредством развития речи у детей.

Понятие «эйдос» в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В СССР проблемами эйдетики в 20– 30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. П. Кононова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман. Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее методику и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов. Помешала ее дальнейшему развитию политическая деятельность страны, военные действия и другие весомые обстоятельства. Вся экспериментальная работа в данном направлении была полностью прекращена.

С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами. На данный момент подготовлено около 3000 инструкторов, которые успешно преподают в России и других странах основы развития образной памяти.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основные принципы данной методики основаны на следующем:

- необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месту, он может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);

- постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое (это помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);

- мысленная и зрительная прорисовка любого предмета, явления.

Метод эйдетики построен на простом принципе: воображение + положи-тельные эмоции = усвоенная информация.

Главная особенность моего опыта – это развивать ребенка радостно, имен-но это является преимуществом эйдетического обучения. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Научно-методической почвой моей деятельности является применение ме-тодов современных педагогических технологий обучения и развития детей до-школьного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника, включающие следующие методы: цепной метод, акр вербальный метод и метод мест. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.

При реализации своего опыта я использую следующие методы эйдетики :

1. Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зри-тельном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр. Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

2. Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами. При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т. д. Например, ребенку предлагается мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно до-биться отличных результатов.

3. Техники запоминания точной информации. Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы.

Разработанный мною комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми представлен на основе:

- цветовых ассоциаций;

- ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

- тактильных ассоциаций;

- предметных ассоциаций;

- звуковых ассоциаций;

- вкусовых ассоциаций;

- обонятельных ассоциаций;

- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами.

Цветовые ассоциации: детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»

Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему.

Ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Тактильные ассоциации: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др. К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, с дерматиновым покрытием. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?»(Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой или с их признаками. Для ис-пользования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу.

Пример: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?». Или педагог держит монету и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации: в эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков : положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки.

Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в других - коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем вы-бранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты поду-мал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток.

Пример: предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

Вкусовые ассоциации: детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодно, хрустящий, сочный, твердый, и т. п.

Обонятельные ассоциации: способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена, поэтому привлекать обонятельный анализатор следуют особенно осторожно. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Свободные ассоциации, связанные с предметными образами: игры предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками и используются при подборе разных предметов: нитки, палочки, трубочки, бумаги, куска ткани, шишки, каштана и т. д.

Например, берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету) и задать вопрос: «Круглое и железное.

О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой.)

Цепная реакция — заключается в построении цепных ассоциативных связей, при которых одна ассоциация вытекает из другой и, тем самым, помогает вос-производить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Например, задание: запомните 6 слов (огурец-лодка-комар-конверт- ве-тер-трубочка-гусеница). Для этого придётся составить свой видеофильм. Пример: «Я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы.»

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно за-помнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту.»

Для развития ассоциативного мышления дошкольников активно использую друдлы - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. При показе друдла необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения. Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т. д.

Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. На начальном этапе использовать друдлы можно параллельно с картинками с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняю. Например, предлагаю составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумываем по ним рассказ.

Перед началом занятий по системе эйдетики следует ознакомиться с алгоритмом, помогающим запомнить информацию. Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:

- Убеждение ребенка в правильности его действий и способностях.

- Правильная подготовка к процессу запоминания.

- Работа с учебным материалом с использованием методов эйдетики.

- Повторение пройденного материала.

Использование данного опыта работы в ежедневной работе с детьми является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми. В образовательной деятельности с детьми я использую схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по- другому, использовать для себя его полезные секреты, дает возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.

Результат применения данного опыта показал, что у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности – а именно:

- способность восприятия и запоминания разных видов информации;

- устойчивость внимания;

- способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;

- свобода и выразительность речи;

- навыки продуктивного общения;

- кругозор и общая культура;

- уверенность в своих силах.

Использование мою метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно и необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.

Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.

Используемая литература :

1. Житникова Л. Учите детей запоминать – М. ; Просвещение 1978.

2. Аристова Т. А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения… - Учебно- методическое пособие СПб. ; Бостон, 2010.

3. Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2011.

4. В. Козаренко «Мнемотехника» изд. «OZON.RU», 2007.

5. Интернет ресурс.

Публикации по теме:

Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять.

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей Введение. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников Доклад на районном методическом объединении воспитателей: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детейИспользование инновационных технологий в речевом развитии детей условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского.

Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению .

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» Автор: воспитатель старшей группы.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей Результативность деятельности по проблеме Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 17:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД