Лучший педагог года

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край»

Оксана Шанина
Проект по патриотическому воспитанию «Мой край»

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу.

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Мой край“» размещена в разделах

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, с детского сада.

Актуальность: нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель – обеспечение духовно-нравственного развития детей на основе воспитания ребенка в духе любви к малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа

Объект исследования: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родного города.

Гипотеза:

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет проходить эффективнее при активном взаимодействии с семьей и социумом.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

2. Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

3. Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

4. Обобщить опыт работы по взаимодействию ДОУ с семьей в воспитании у детей любви к родному городу.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап – аналитический:

изучение и анализ методической литературы,

подбор апробированных методик для проведения исследования по нравственно-патриотическому воспитанию детей,

первичная диагностика дошкольников,

анкетирование родителей.

II этап - воспитание у детей любви к родному городу, краю, посредством реализации проекта «Люби и знай свой край»

cоставление плана работы с детьми и родителями,

разработка мероприятий для дошкольников.

III - этап контрольно-диагностический:

итоговая диагностика,

подведение итогов исследовательской работы.

Первый этап.

Для того, чтобы исследовать уровень развития у детей представлений о родном крае и отношения к родному городу в МДОБУ ДС № 3 Радуга г. Тынды было организовано исследование представлений детей о родном городе в двух группах «Непоседы» (экспериментальная группа 20 детей, «Почемучки» (контрольная 15 детей).

Методы исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности – самостоятельная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, праздники, занятия; педагогическая диагностика представлений и отношения детей к родному городу; ситуация выбора; анкетирование родителей, беседы с родителями, КВН с родителями.

На основе уровней и показателей сфер личности старших дошкольников, определенные О. В. Солодянкиной, нами были определены уровни представлений и отношения детей к родному городу:

В ходе педагогической диагностики представлений детей о родном городе была проведена беседа с каждым ребенком. Детям предлагалось 6 открыток с изображением достопримечательностей города: спортивный комплекс «Олимп»; музей истории БАМа, драматический театр, муниципалитет, парк, река Геткан, Собор Святой Троицы, мемориал воинской Славы и давалось задание рассказать, что изображено на открытках.

Дополнительно детям задавались вопросы:

1. Как называется наш город?

2. Что ты рассказал бы гостю о своем городе?

3. Как люди заботятся о городе?

4. Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?

5. Кто такие эвенки?

Ответы детей обозначались баллами:

2 - полный правильный ответ,

1 - неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого,

0 - отсутствие ответа, неверный ответ.

Также проводилось наблюдение за содержанием продуктов детской деятельности на темы: «Мой город», «Родной край». Была смоделирована ситуация выбора между общественнозначимой деятельностью и другой, более привлекательной для ребенка. Ребенку предлагалось осуществить уход за нуждающимся в помощи цветами на клумбе участка, чтобы участок и детский сад к празднику «День города» были самыми красивыми.) После принятия ребенком задания сверстники звали его играть. Фиксировалось, какое решение принимает ребенок и почему.

В результате обследования детей при выполнении заданий выделено три уровня по количеству баллов. От 0 до11 баллов – низкий уровень, от 12 до 17 баллов – средний, от 18 до 24 баллов – высокий.

Результаты проведения диагностики исходного уровня.

Выяснилось, что из 20 детей экспериментальной группы: 5 - детей имеют высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу (25%, 10 детей – средний (50%, 5 человек – низкий (25%). Одновременно проводилось выявление уровня развития представлений и отношения детей к родному городу в контрольной группе по такой же методике. Результаты обследования исходного уровня развития представлений и отношения детей к родному городу в контрольной группе: из 15 детей в контрольной группе 4 – имеют высокий уровень развития представлений и отношения детей к родному городу (27%, 6 детей – средний (40%, и 5 – низкий (33%)

В изобразительной деятельности на тему «Мой город», «Родной край» дети не знали чем наполнить рисунок, выбирали неяркие краски.

Вывод: более половины обследуемых детей имеют средний и низкий уровень развития представлений и отношения детей к родному городу. Исходный уровень развития представлений и отношения детей к родному городу в экспериментальной группе оказался ниже, чем в контрольной группе. Анализ диагностики показал, что необходимо повышать уровень развития представлений и отношения детей к родному городу, тем самым, воспитывая любовь к родному городу. Как необходимым условием данной работы в группе мы поставили взаимодействие ДОУ с семьей с целью создания единого образовательного пространства, создания атмосферы сотрудничества с родителями в воспитании наших детей.

Организация взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу

На первом этапе нами были разработаны и реализованы формы работы с родителями, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей в воспитании у детей любви к родному городу.

С целью диагностирования знаний родителей об истории города, его достопримечательностях, знаменитых людях города был проведен КВН «Знатоки города» и групповое родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», анкетирование родителей «Изучение особенностей воспитания у детей любви к родному городу в условиях семьи». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной, под патриотическим воспитанием родители понимают: 5% - воспитание любви к Армии, 50% - воспитание любви к родному городу, 10% - воспитание в духе уникальности своей страны, 35% - воспитание гордости за свой край, страну. К проблеме патриотического воспитания в семье 75% родителей относятся положительно и 25% - нейтрально, больше половины родителей считают, что детей с родным городом знакомить нужно, сами они знакомят, но большую роль в воспитании любви к родному городу отводят детскому саду. На родительском собрании мы рассказали родителям о значимости семьи в воспитании патриотических чувств, в воспитании любви к родному городу, познакомили родителей с тематическим планом ознакомления детей с родным городом, с результатами диагностики представлений и отношения детей к родному городу, заслушали магнитофонные записи ответов детей «Любишь ли ты свой город». В результате проведения данной работы был создан совместно с родителями проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Таким образом, на втором этапе по воспитанию у детей любви к родному городу, краю в рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

1. занятия по ознакомлению с городом.

2. НОД по ознакомлению с природой нашего края.

3. НОД по ознакомлению с животным и пернатым миром.

4. Экскурсии в Музей «Истории БАМа», на станцию Юннатов, в библиотеку.

5. Экскурсии к достопримечательностям нашего города.

6. Знакомство с коренными жителями нашего края – эвенками, их культурой, традициями и бытом.

7. Встреча со знаменитыми людьми нашего города.

Третий этап.

В результате проведения итоговой диагностики были выявлены следующие результаты по воспитанию у детей любви к родному городу, краю: в экспериментальной группе «Непоседы» значительно повысился высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу и составил 50% - 10 детей, средний – 45% (9 детей) и низкий – 5% (1 ребенок). Также была проведена итоговая диагностика в контрольной группе «Почемучки», которая показала, что высокий уровень развития имеют 6 детей (40%, средний – 7 детей (46,7%) и низкий – 2 ребенка (13,3%).

Вывод:

- у детей появился интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;

- дети стали с желанием оказывать посильную помощь взрослым по благоустройству города и участвовать в доступном общественно полезном труде, у них сформировалась потребность в поддержании красоты;

- у детей систематизировались знания и представления об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.

- установилось тесное взаимодействие и понимание между педагогами и родителями.

Я считаю, что воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и социумом.

Список литературы

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой. М., 1991

Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Материалы интернета.

Шестак Иван БАМ: километры эпохи

Гузий Владимир Тында (от оленьих троп до столицы БАМа)

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия- Родина моя» (Разновозрастная комбинированная группа) Вид проекта: краткосрочный,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Проект по патриотическому воспитанию «Теперь я знаю и горжусь» Проект «Теперь я знаю и горжусь» был разработан мною с целью воспитания в детях патриотических чувств, любви к своей стране, формирования.

Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный»Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный» Доброго Вам всем времени суток, уважаемые коллеги! В марте в нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление уголка по патриотическому.

Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию «Мой край»
Опубликовано: 30 марта 2022 в 09:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД