МААМ-картинки

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Носова Ирина Николаевна
Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта.

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Цель: Развитие речи детей посредством устного народного творчества.

Публикация «Описание педагогического опыта „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важнейшее средство человеческого общения- это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

-формирование правильной разговорной речи,

-познавательные: познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, поговорки, пословицы.

-создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи.

-художественные: вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

Актуальность: дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи сегодня как нельзя актуальна. Так как замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсуствием связной, логически построенной речи у детей.

Изучив теоретические исследования педагогов : К. Д. Ушинского, О. И. Давыдовой, М. К. Боголюбской, А. Я. Мацкевича, Я. А. Каменского я пришла к выводу, что лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является – устное народное творчество.

Результаты диагностики детей трех лет на начало года показали, что большинство детей (63%) затрудняются в оформлении предложений, помогают себе жестами, словами-заменителями. В общении по своей инициативе не вступают. Не владеют формами вежливого речевого общения.

Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственному речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром, людей, вещей природы.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит нам- взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обогащения и усовершенствования детской речи мы создали благоприятную развивающую речевую среду : создаются и систематически обновляются альбомы «времена года», используются различные иллюстрации, картины. В нашей группе много детской художественной литературы. Дети очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации к ним. Слушая сказки дети хорошо развивают свою память, речь, умеют сопереживать сказочным персонажам, определять положительных и отрицательных героев в произведениях народного творчества.

В группе также имеются разнообразные игровые зоны: стол для конструирования, магазин, кукольный и пальчиковый театры, спортивный, живой (экологический) уголок- где дети выступают в роли взрослых, самостоятельных людей -свободное общение помогает не только отдыхать, но и учиться разговаривать в коллективе.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы посещаем развивающую среду изостудии детского сада. В интерьер изостудии включены элементы русского декоративно- прикладного искусства: предметы утвари: (глиняные кувшины, горшки, самовар и др., мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, фотографии.

Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях:

1) Обучение на специально- организованной непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитания звуковой культуры речи на непосредственно образовательной деятельности мы применяем разнообразный материал: потешки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки, небольшие рассказы, стихи.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мы используем упражнения на звукоподражание.

Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания.

Например: «Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря…»

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто как гуси, но не столь громко и др.

Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм-забавам с использованием фольклора.

Мы стараемся вводить в игры хорошо известные потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность («петушок», «большие ноги»). Широко используем малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры-драматизации, народные игры, кукольный театр, праздники).

2) Обучение и закрепления знаний детей в повседневной жизни.

Для полного использования развивающего потенциала фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы. На улице ребенок знакомится с закличками и приговорками. Закличка – обращение к солнцу, дождю, птицам: «жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»

Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гущи.

Выйду на крылечко.

Дам огуречка!

Дождик, дождик, поливай,

Выше будет уражай.

Во время умывания:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.

Собираясь на прогулку, загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети отгадывают, о каких предметах говорится в загадках.

Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю этот процесс словами потешек.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосыньки в ряд.

Рости коса, не путайся,

Маму дочка слушайся.

При укладывании спать поются колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Баю-баю-баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать,

Будет дочка крепко спать.

Огромное внимание уделяется и работе с родителями. На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей. Нас интересовало, используется ли фольклор в работе с детьми дома, с какой целью и какой.

Было опрошено 20 родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми фольклор, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…») и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…»

Нами был заведен альбом для записи фольклорных произведений. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнают какие-то новые пословицы и поговорки просят альбом и записывают их. С родителями групповые и индивидуальные консультации на различную тематику в рамках фольклора. («как укладывать ребенка спать»).

Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссекаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Систематическая организация работы способствует:

- пониманию речи ребенком

- свободному использованию простых предложений в разговоре

- активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми

- инициативности в речевых контактах

Работа по данному направлению еще не завершена. Мы будем продолжать развивать речь через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 октября 2021 в 13:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД