Папки-передвижки

ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 0» (5 фото)

Людмила Тормышова
ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 0»

Тема: «Число и цифра 0».

Цель:

- сформировать представление о числе 0, способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0;

- актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия : предметов;

- тренировать умение соотносить числа с символами на основе пред-ставлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке следования чисел в числовом ряду;

Материалы к занятию:

Публикация «ОД по ФЭМП в подготовительной группе „Число и цифра 0“» размещена в разделах

Раздаточный: счетные палочки, карточки с цифрами 0, 7, 8, тетради, карандаши, вьетнамская игра (схемы «Заяц», «Рыба», карточки с числами от 0 до 9.

Ход занятия.

Введение в ситуацию.

- Ребята, мы отправляемся на прогулку в лес. Перед нами 3 тропинки. Идем по первой, нам встречаются грибы. Сколько их? Посчитайте и результат покажите на карточке. (8). Идем по следующей тропинке, видим ежей. Сколько? Покажите результат на карточке. (7). На третьей тропинке мы кого-то встретили? (Нет). Какой цифрой обозначим этот результат? (0)

- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 0? (Да, нет.)

Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 0 с помощью палочек.

Дети подходят к столам, на которых находятся счетные палочки.

Дети выкладывают цифру 0. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.

Воспитатель подводит итог: отсутствие предметов обозначается числом ноль

Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый рисунок и рассказы-вает, что осенью весь урожай с грядок сняли. Таня и Ваня решили отвезти в город огурцы и положили их в сумки.

- Сколько огурцов в первой (второй) сумке? (В первой - 6 огурцов, в: второй - ни одного, т. е. 0.)

- Как вы думаете, какую сумку понесет Ваня, а какую Таня?

- Почему вы думаете, что полную сумку понесет мальчик?

Привезли дети огурцы домой и сложили в одну кастрюлю.

- Сколько огурцов в кастрюле? (6 огурцов.)

- Почему целое равняется первой части? (Потому что второй части не было, она равна 0.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

6 + 0 = 6

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если к какому-либо числу прибавить 0, то получится то же число.)

Дети рассматривают второй рисунок. Воспитатель рассказывает, что у Тани было две коробки для игрушек, которые занимали много места, и Таня решила все сложить в одну коробку.

- Сколько игрушек было в первой (второй) коробке? (В первой коробке было 0 игрушек, во второй — 2 игрушки.)

- Что получилось при сложении? (При сложении в коробке оказалось 2 игрушки.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

0 + 2 = 2

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если к числу 0 прибавить какое-нибудь число, то получится то же самое число.)

Дети рассматривают третий рисунок. Воспитатель рассказывает, что у бабушки был день рождения, и Таня с Ваней купили ей букет цветов.

- Сколько цветков было в букете? (3 цветка.)

- Сколько цветков подарили дети бабушке? (3 цветка.)

- Сколько цветов осталось у детей? (Ничего не осталось.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

3 - 3 = 0

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть то же самое число, то получается 0.)

Дети рассматривают последний рисунок. Воспитатель рассказывает, что к Тане пришли поиграть подружки и мама угостила их яблоками, но девочки заигрались и яблоки не съели.

- Что лежит в первом мешке? (Яблоки, которые положила мама.)

- Почему второй мешок пустой? (Потому что девочки ничего не съели.)

- Сколько яблок осталось? (Сколько было, столько и осталось - 4.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

4 - 0 = 4

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть 0, то останется то же самое число.)

Игра с цифрами

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Таня с подружками решили поиграть и приглашают детей поиграть вместе с ними.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с числами от 1 до 9 (на 9 человек). Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать карточку с числом, которое больше 0. Дети разбирают все карточки.

- Какой вывод можно сделать? (Все числа больше 0.)

Далее воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и пошли гулять. Дети двигаются по группе, затем останавливаются.

Пора числам возвращаться домой.

- Первым пришло число, которое получится, если к 5 прибавить 0.

Ребенок, у которого в руках карточка с числом 5, должен выйти вперед.

- Все думают так же?

- Почему вы считаете, что если к 5 прибавить 0, то получится 5? (Потому, что число 0 означает отсутствие предметов. Значит, если к 5 ничего не прибавлять, то получится 5.)

- Следующим пришло число, которое получится, если от 8 отнять 0.

После того как выйдет ребенок с числом 8, воспитатель предлагает объ-яснить, почему он считает, что если от 8 отнять 0, то получится 8.

Далее воспитатель предлагает зайти в свои дома следующим числам :

- Число, которое получится, если от 2 отнять 0.

- Если к 9 прибавить 0.

- Если от 7 отнять 0 и т. д.

После того как дети образуют числовой ряд, воспитатель задает вопрос:

- Чем все последующие числа отличаются от предыдущих (Они больше на 1)

- Чем все предыдущие отличаются от последующих? (Они меньше на 1)

Воспитатель называет числа, дети называют предыдущие. Последним воспитатель называет число 1. Предыдущим является число 0.

- Есть ли у числа 0 предыдущее число?

Как правило, дети отвечают, что такого числа нет. Воспитатель рассказывает, что числа, которые стоят перед 0, есть, и о них дети узнают в школе.

- В каком месте живет 0?

Дети должны объяснить, что место 0 левее 1.

Игра «Школа».

Дети садятся за столы и работают с числовым отрезком.

Воспитатель рассказывает, что Ваня-учитель попросил Таню-ученицу от 9 отнять 4.

— Как Таня должна это сделать?

Дети рассказывают:

«Находим число 9, от него делаем 4 шага влево и оказываемся в числе 5.

Значит, если от 9 отнять 4, получится 5».

Дети рисуют в своих тетрадях дугу и записывают ответ. Для проверки воспитатель рисует дугу на числовом отрезке, изображенном на доске, и записывает равенство:

9-4 = 5

Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 5 отнять 3 (затем от 2 отнять 1).

Дети выполняют задание самостоятельно. Для проверки воспитатель проделывает то же самое на доске.

Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 1 отнять 1.

- От какого числа начнете движение? (От числа 1.)

- Сколько шагов влево вы сделаете? (1 шаг.)

- Стоит ли в этом месте какое-либо число? (Нет.)

- Как вы думаете, какое число может стоять в этом месте? (Число 0.)

- Почему? (Потому что если от числа отнять это же число, то ничего не останется.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала говорят, а затем записывают:

1-1=0

- Какое число является предыдущим числу 1? (Это число 0.)

Воспитатель пишет 0 в начале числового отрезка. Дети делают это в тет-радях.

Воспитатель делает вывод: 0 - это начало отсчета.

Вьетнамская игра. На доске помещаются схемы «Заяц» и «Рыба». Дети составляют фигурки из деталей вьетнамского круга.

Тема: «Число и цифра 0».

Цель:

- сформировать представление о числе 0, способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0;

- актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия : предметов;

- тренировать умение соотносить числа с символами на основе пред-ставлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке следования чисел в числовом ряду;

Материалы к занятию:

Раздаточный: счетные палочки, карточки с цифрами 0, 7, 8, тетради, карандаши, вьетнамская игра (схемы «Заяц», «Рыба», карточки с числами от 0 до 9.

Ход занятия.

Введение в ситуацию.

- Ребята, мы отправляемся на прогулку в лес. Перед нами 3 тропинки. Идем по первой, нам встречаются грибы. Сколько их? Посчитайте и результат покажите на карточке. (8). Идем по следующей тропинке, видим ежей. Сколько? Покажите результат на карточке. (7). На третьей тропинке мы кого-то встретили? (Нет). Какой цифрой обозначим этот результат? (0)

- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 0? (Да, нет.)

Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 0 с помощью палочек.

Дети подходят к столам, на которых находятся счетные палочки.

Дети выкладывают цифру 0. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.

Воспитатель подводит итог: отсутствие предметов обозначается числом ноль

Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый рисунок и рассказы-вает, что осенью весь урожай с грядок сняли. Таня и Ваня решили отвезти в город огурцы и положили их в сумки.

- Сколько огурцов в первой (второй) сумке? (В первой - 6 огурцов, в: второй - ни одного, т. е. 0.)

- Как вы думаете, какую сумку понесет Ваня, а какую Таня?

- Почему вы думаете, что полную сумку понесет мальчик?

Привезли дети огурцы домой и сложили в одну кастрюлю.

- Сколько огурцов в кастрюле? (6 огурцов.)

- Почему целое равняется первой части? (Потому что второй части не было, она равна 0.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

6 + 0 = 6

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если к какому-либо числу прибавить 0, то получится то же число.)

Дети рассматривают второй рисунок. Воспитатель рассказывает, что у Тани было две коробки для игрушек, которые занимали много места, и Таня решила все сложить в одну коробку.

- Сколько игрушек было в первой (второй) коробке? (В первой коробке было 0 игрушек, во второй — 2 игрушки.)

- Что получилось при сложении? (При сложении в коробке оказалось 2 игрушки.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

0 + 2 = 2

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если к числу 0 прибавить какое-нибудь число, то получится то же самое число.)

Дети рассматривают третий рисунок. Воспитатель рассказывает, что у бабушки был день рождения, и Таня с Ваней купили ей букет цветов.

- Сколько цветков было в букете? (3 цветка.)

- Сколько цветков подарили дети бабушке? (3 цветка.)

- Сколько цветов осталось у детей? (Ничего не осталось.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

3 - 3 = 0

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть то же самое число, то получается 0.)

Дети рассматривают последний рисунок. Воспитатель рассказывает, что к Тане пришли поиграть подружки и мама угостила их яблоками, но девочки заигрались и яблоки не съели.

- Что лежит в первом мешке? (Яблоки, которые положила мама.)

- Почему второй мешок пустой? (Потому что девочки ничего не съели.)

- Сколько яблок осталось? (Сколько было, столько и осталось - 4.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:

4 - 0 = 4

Воспитатель записывает равенство на доске.

- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть 0, то останется то же самое число.)

Игра с цифрами

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Таня с подружками решили поиграть и приглашают детей поиграть вместе с ними.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с числами от 1 до 9 (на 9 человек). Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать карточку с числом, которое больше 0. Дети разбирают все карточки.

- Какой вывод можно сделать? (Все числа больше 0.)

Далее воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и пошли гулять. Дети двигаются по группе, затем останавливаются.

Пора числам возвращаться домой.

- Первым пришло число, которое получится, если к 5 прибавить 0.

Ребенок, у которого в руках карточка с числом 5, должен выйти вперед.

- Все думают так же?

- Почему вы считаете, что если к 5 прибавить 0, то получится 5? (Потому, что число 0 означает отсутствие предметов. Значит, если к 5 ничего не прибавлять, то получится 5.)

- Следующим пришло число, которое получится, если от 8 отнять 0.

После того как выйдет ребенок с числом 8, воспитатель предлагает объ-яснить, почему он считает, что если от 8 отнять 0, то получится 8.

Далее воспитатель предлагает зайти в свои дома следующим числам :

- Число, которое получится, если от 2 отнять 0.

- Если к 9 прибавить 0.

- Если от 7 отнять 0 и т. д.

После того как дети образуют числовой ряд, воспитатель задает вопрос:

- Чем все последующие числа отличаются от предыдущих (Они больше на 1)

- Чем все предыдущие отличаются от последующих? (Они меньше на 1)

Воспитатель называет числа, дети называют предыдущие. Последним воспитатель называет число 1. Предыдущим является число 0.

- Есть ли у числа 0 предыдущее число?

Как правило, дети отвечают, что такого числа нет. Воспитатель рассказывает, что числа, которые стоят перед 0, есть, и о них дети узнают в школе.

- В каком месте живет 0?

Дети должны объяснить, что место 0 левее 1.

Игра «Школа».

Дети садятся за столы и работают с числовым отрезком.

Воспитатель рассказывает, что Ваня-учитель попросил Таню-ученицу от 9 отнять 4.

— Как Таня должна это сделать?

Дети рассказывают:

«Находим число 9, от него делаем 4 шага влево и оказываемся в числе 5.

Значит, если от 9 отнять 4, получится 5».

Дети рисуют в своих тетрадях дугу и записывают ответ. Для проверки воспитатель рисует дугу на числовом отрезке, изображенном на доске, и записывает равенство:

9-4 = 5

Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 5 отнять 3 (затем от 2 отнять 1).

Дети выполняют задание самостоятельно. Для проверки воспитатель проделывает то же самое на доске.

Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 1 отнять 1.

- От какого числа начнете движение? (От числа 1.)

- Сколько шагов влево вы сделаете? (1 шаг.)

- Стоит ли в этом месте какое-либо число? (Нет.)

- Как вы думаете, какое число может стоять в этом месте? (Число 0.)

- Почему? (Потому что если от числа отнять это же число, то ничего не останется.)

- Какое равенство можно записать?

Дети сначала говорят, а затем записывают:

1-1=0

- Какое число является предыдущим числу 1? (Это число 0.)

Воспитатель пишет 0 в начале числового отрезка. Дети делают это в тет-радях.

Воспитатель делает вывод: 0 - это начало отсчета.

Вьетнамская игра. На доске помещаются схемы «Заяц» и «Рыба». Дети составляют фигурки из деталей вьетнамского круга.

ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 0»
Фото «Число и цифра 0»
ОД по ФЭМП в подготовительной группе - фото
Фото №1 Тема Число и цифра Фото №2 Все конспекты Математика
Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3» Цель: обобщить математические представления детей и расширить представления о числе 3 и цифре 3. Задачи:учить соотносить число 3 с количеством.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 9. Цифра 9»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 9. Цифра 9» Цель: Создание интереса, эмоционального настроения к занятию, введение в тему. Задачи: • Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «2»; Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«2»,знаков «+»,«=»;закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 0»
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 21:22
+226Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД